| «Белая сирень»: фестиваль в тональности до мажор |
Если считать концерт камерного оркестра «Вена-Берлин» прелюдией, то собственно пятый международный фестиваль им.Сергея Рахманинова «Белая сирень» начался накануне с концерта ГСО РТ и пианиста Бориса Березовского, исполнявших именно рахманиновские сочинения. На концерте побывала корреспондент «Реального времени».
«Четвертый концерт редко исполняют»
Казанцы уже привыкли – раз май, значит – «Белая сирень». Душистые гроздья и на улицах, и на площади Свободы, а в БКЗ, где с огромного портрета смотрит в зал Сергей Рахманинов, чуть щуря свои татарские глаза, – музыка Сергея Васильевича. Думал ли великий композитор и пианист, выступая некогда в зале Дворянского собрания, где сейчас Казанская ратуша, что рядом с ней, буквально в соседнем доме, будет проходить международный фестиваль его имени?
На «Белой сирени» традиционный аншлаг. В этом году можно сказать, что наблюдается парад пианистов – уже выступил Денис Мацуев с камерным оркестром, вчера публика рукоплескала Борису Березовскому, а 27 мая- уникальный ныне случай – место у рояля займет наш знаменитый земляк Михаил Плетнев, который увлекся в последние десятилетия дирижированием и редко выступает как пианист. Так что казанцам повезет.
«Я люблю всех своих «детей» — фестивали. Люблю одинаково сильно. Но, конечно, каждый фестиваль отличается от другого, прежде всего, стилистически, если говорить о их сути, о музыкальной составляющей. «Белая сирень». – это все, что связано с Рахманиновым, с его предшественниками и последователями. Конечно, в эпицентре его собственное творчество, его гениальная музыка. «Белая сирень», — это лето, это любимый цветок Рахманинова, давший название фестивалю, конечно, это особая тональность, это самый до-мажорный наш фестиваль, самый жизнеутверждающий музыкальный форум», — рассказал изданию главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский.
Александр Сладковский: «Белая сирень», — это лето, это любимый цветок Рахманинова… Это самый до-мажорный наш фестиваль, самый жизнеутверждающий музыкальный форум».
В качестве солиста вчера выступил один из лучших пианистов мира Борис Березовский, казанцы хорошо знают его и любят. Меломаны стараются не пропускать выступлений Березовского.
«Впервые музыку Сергея Рахманинова я услышал в раннем-раннем детстве, это был его второй концерт. Я даже помню цвет конверта, в котором была пластинка с записью этого произведения. Для меня Рахманинов – это огромная часть моей жизни, причем, особенно любимая, и я с огромным удовольствием играю его музыку. На фестивале «Белая сирень» я выступал уже несколько раз, для меня огромное удовольствие приезжать в Казань, я каждый раз восхищаюсь и фестивалем, и вашим городом, который становится все краше и краше. У меня вообще ощущение, что я заграницу попадаю.
Мне давно хотелось сыграть четвертый концерт Рахманинова, он как-то менее исполняем, больше знают второй, третий, первый, рапсодию на темы Паганини. А четвертый концерт – он немного сложнее для пианиста, и для публики, и для оркестра. Но я с удовольствием исполню его на фестивале», — поделился перед концертом Борис Березовский.
Памяти Майи Плисецкой
Первое отделение концерта началось буквально шквалом музыки – Борис Березовский сразу же продемонстрировал такой темперамент, что публика была просто ошарашена. Концерт Рахманинова, над которым композитор начал работать, по одной из версий, еще в 1914 году, но из-за эмиграции смог завершить его только в 1926 году, впервые был исполнен весной 1927 года в Филадельфии. Причем, за дирижерским пультом стоял маэстро Леопольд Стоковский, а солировал сам автор.
В качестве солиста вчера выступил один из лучших пианистов мира Борис Березовский
Этот концерт Рахманинова пронизан каким-то светлым трагизмом, который словно утверждает: «Все проходит, пройдет и это, но «жизнь прекрасна и в отчаянии». Все три недлинные части на сцене шел диалог между солистом, оркестром и дирижером Александром Сладковским. Аплодисменты в финале были такими бурными, что Березовскому пришлось играть на бис. И он с видимым удовольствием исполнил три короткие пьески, еще раз продемонстрировав филигранность своего мастерства, отточенность нюансов и точную детализацию.
Второе отделение было отдано симфоническим танцам Сергея Рахманинова. Оркестр и дирижер посвятил исполнение этих сочинений памяти недавно ушедшей из жизни великой балерины Майи Плисецкой. И если в первом отделении дирижер «растворился» в солисте, то второе отделение – это был триумф Сладковского, чей темперамент просто зашкаливал и казалось, что он ведет за собой оркестр, как полководец, решивший идти ва-банк, идти до победного конца.
Последнее симфоническое произведение Рахманинова, пронизанное тревогой о дочери, с которой в тот период он был разлучен, было прочитано дирижером и оркестром как трагический монолог. И – снова игра на бис. Зал не отпускает оркестр и дирижера, и Сладковский и его музыканты повторяют фрагмент последней части. Кстати, среди аплодирующих стоя зрителей и успевший переодеться и занять место в ложе Борис Березовский.
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
|