| Финал «Белой сирени»: воспоминания о Паганини и прогулка по Тюильри |
Белые розы вместо сирени
Главный дирижер оркестра на этот раз провел концерт… в ложе. А его место за пультом занял его коллега, представитель старшего поколения дирижерской школы Владимир Федосеев, специально приглашенный в Казань для участия в концерте рахманиновского фестиваля. Кстати, Федосеев приехал в столицу РТ не один, а с супругой — известным музыковедом Ольгой Доброхотовой.
Ольга Ивановна посещала все репетиции оркестра и вынесла вердикт, что ГСО РТ находится в отличной творческой форме. Если бы было иначе, вряд ли бы дирижер уровня Федосеева решился работать с татарстанскими музыкантами.
Зал во время финального концерта фестиваля, как и на предыдущих концертах, переполнен. Те, кому достались лишь входные билеты, стоят в проходах, устроители концерта даже поставили дополнительный ряд, но мест все равно не хватает. Судя по обрывкам разговоров, в зале много студентов консерватории, благо они покупают билеты по льготной цене. Впрочем, и просто меломанов не меньше.
Место за дирижерским пультом занял Владимир Федосеев, специально приглашенный в Казань для участия в концерте рахманиновского фестиваля
Концерт начинается с вокализа Рахманинова, прочтение Федосеева и оркестра напоминают нежную акварель, на которой на наших глазах высыхают краски… Нежно, трепетно, с полутонами исполняется это лирическое и какое-то хрупкое сочинение Сергея Рахманинова.
Но герой первого отделения концерта — это пианист Владимир Овчинников. Профессор московской консерватории и директор ЦМШ, получивший в свое время первую премию на престижном конкурсе пианистов в Лидсе и разделивший с одним из своих коллег второе место на конкурсе Чайковского в Москве, считается признанным интерпретатором русской музыки.
В числе его любимых композиторов есть и Рахманинов. Вчера казанцы услышали в его трактовке «Рапсодию на темы Паганини» Сергея Васильевича, где Овчинников напомнил, что именно он считается одним из самых экспрессивных российских пианистов.
Страсть, с которой играл Овчинников, вдруг прорвавшийся темперамент у этого, на первый взгляд, сдержанного человека переплетались с филигранной работой оркестра. Когда отзвучал последний аккорд, зал взорвался аплодисментами и Овчинникову, который уже ушел со сцены, пришлось вернуться и бисировать.
Сирень уже почти отцвела, поэтому пианисту подарили букет белых пионов и букет белоснежных роз. «Я очень благодарен за эти чудесные цветы, но хочу напомнить, что любимым цветком Рахманинова была белая сирень, поэтому сейчас я исполню вам романс Сергея Васильевича, который так и называется — «Сирень», — обратился к аплодирующему залу Овчинников, прочитав стихи, на которые Рахманинов написал эту музыку. А потом сел за рояль, на крышке которого белели цветы, и как-то трепетно исполнил этот романс Рахманинова.
А потом весь антракт Владимир Овчинников давал автографы в фойе — сейчас на концертах ГСО РТ публика может попасть еще и на автограф-сессию.
На бис Владимир Овчинников исполнил романс «Сирень» Рахманинова, перед этим прочитав стихи, на которые композитор написал эту музыку
Прогулки с разным настроением
Второе отделение концерта было отдано «Картинкам с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля. «Играть все-таки надо Мусоргского, хотя Равель сделал гениальную оркестровку», — пояснил перед концертом Владимир Федосеев.
Главный дирижер БСО, главный приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра и в свое время главный дирижер Венского филармонического оркестра, Федосеев предпочел в трактовке «Картинок с выставки» крупные, «пастозные мазки». При этом точности фразировок ГСО РТ могли бы позавидовать многие коллективы.
Оркестр под управлением Федосеева был фатально изменчив. Он то захлестывал зал лирической волной, то обрушивал на публику шквал эмоций, потрясая темпераментом и страстью. В результате публика не отпускала ни музыкантов, ни дирижера, и пришлось бисировать.
Федосеев выбрал немного легкомысленную «картинку» — «Прогулку по Тюильри». И зал словно погрузился в атмосферу этого сада, лежащего между Лувром и Елисейскими полями, такого по-парижски беспечного, где можно просто лежать на траве и смотреть в небо. Но это уже были современные ассоциации, вряд ли во времена Мусоргского кто-то мог отважиться на такое свободное времяпрепровождение.
На такой позитивной летней ноте завершился фестиваль «Белая сирень» этого года. Впрочем, расставание с ГСО РТ не будет долгим — впереди традиционная «Казанская осень».
Татьяна Мамаева, фото и видео Романа Хасаева
Источник:
http://realnoevremya.ru/today/8149
|