«Казанская осень» этого года отчасти прошла перезагрузку. Началась она вчера с концерта «Оперетта Гала», а продолжится в сентябре синтетическим представлением, когда вместе с ГСО РТ главы из пушкинского «Евгения Онегина» прочтет Чулпан Хаматова.
Выбор арий и дуэтов для концерта оперного фестиваля, наверное, все же не является крамолой – многие оперные «звезды» поют арии Легара и Кальман и иже с ними… Исполнить арии, скажем, Марицы, Сильвы или мистера Икса с должной культурой, далеко не каждому под силу. Здесь требуется и вокальное мастерство, и хороший вкус и просто актерский шарм.
Что касается нашего симфонического оркестра, то оперетта для него и вовсе была новым жанром. Забегая вперед, можно сказать, что дебют удался. «Легкий жанр» оперетты требует самого трудного – легкости, полетности игры оркестра, что вчера и продемонстрировали музыканты ГСО РТ.
«Легкий жанр» оперетты требует легкости, полетности игры оркестра, что вчера и продемонстрировали музыканты ГСО РТ
В концерте «Оперетта Гала» были приглашены участвовать трое солистов. Это Полина Пастирчак, Сергей Скороходов и Андрей Жилиховский. Полина Пастирчак — полурусская-полувенгерка, выступающая на сценах Венгрии и Германии, лауреат первой премии на конкурсе вокалистов в Женеве. Кстати, отметим на полях, что Пастирчак поет еще и Вагнера.
Сергей Скороходов – солист Мариинского театра. Андрей Жилиховский служит в труппе Большого театра. Все трое молоды, красивы, артистичны. С хорошими, свежими голосами, без актерских штампов, с отменной пластикой. Что еще нужно для оперетты?
Прохладный вечер под музыку Штрауса
Погода вчера не баловала казанцев. Проливной дождь в первой половине дня поставил под сомнение для многих возможность пойти на концерт. Впрочем, на пресс-конференции, которая прошла на днях, главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский категорично заявил, что концерт состоится при любой погоде.
Еще за полчаса до начала кресла в вип-зоне начала заполнять публика. К началу концерта свободных мест и вовсе не осталось. Те же, кто в вип-зону не попал, окружили пространство перед сценой плотным кольцом. На площадке перед Дворцом земледельцев, на набережной собралось несколько тысяч зрителей. Впрочем, хорошо выстроенный звук и большой экран создавали комфорт для тех, кто был далеко от сцены.
Конечно, было холодно, хотя и дождь прошел, и к вечеру практически стих ветер. Но температура понижалась, а от Казанки тянуло влагой и холодом. Но опытные зрители, те, что обычно бывают на концертах «Казанской осени», вычислялись сразу – они пришли с теплыми пледами. Увы, не выдержав прохладной погоды, некоторые не очень хорошо экипированные ушли до конца концерта, но таких было немного.
Еще за полчаса до начала кресла в вип-зоне начала заполнять публика, к началу концерта свободных мест и вовсе не осталось
Оркестр же начал концерт с большого блока – это была сюита вальсов из оперетты Р. Штрауса «Кавалер роз», и сразу был задан какой-то «венский» элегантный тон. А затем раздалась хороша знакомая всем поклонникам опереты мелодия, задорная и немножко вызывающая, — на сцену в образе обольстительной Сильвы вышла не менее обольстительная Полина Пастирчак в платье цвета пламени и норковом болеро. Публика вздохнула облегченно: болеро защитило певицу от холода.
Танцуют все!
А дальше нам предложили все то лучшее, что было создано в жанре оперетты, ту самую классика, что сводила с ума публику в Вене, Будапеште, Берлине, Париже, Москве, Петербурге…Везде, где только на сцене шла оперетта, сейчас столь редкая в Казани.
Андрей Жилиховский превратился в томного Данило из «Веселой вдовы» и усиленно звал нас в парижский ресторан «Максим», Сергей Скороходов стал комичным Бони из «Сильвы». Кстати, после исполнения культовой песенки Бони Скороходову пришлось бисировать, и он так завел зал, что многотысячная толпа вмесие с ним пела: «Красотки, красотки, красотки кабаре..», топая ногами в такт.
А Полина Пастирчак была «звездой» вечера. Ее Hochdeutschласкал слух, придавая шарм сильному голосу певицы с чистыми, прозрачными верхними нотами. Все-таки в пении на языке оригинального либретто есть своя прелесть. Хотя в дуэтах партнеры Пастирчак демонстрировали не столь безукоризненный немецкий язык, и рядом с мягким и мелодичным произношением Полины это выглядело немного комично. Но это уже по Гамбургскому счету.
Штраус, Легар, Кальман и даже Лоу с его культовой арией «Я танцевать хочу!» из «Моей прекрасной леди», — казанцы вчера услышали фрагменты из джентльменского набора классических оперетт. Но героем вечера, если говорить по справедливости, в актерском плане были не солисты, а…дирижер.
Александр Сладковский пропускал через себя каждую фразу солиста, перевоплощался в каждого из героев оперетт
Обычно мы видим только спину маэстро во время концерта. Здесь же камера, стоящая где-то внутри, постоянно брала крупным планом лицо Александра Сладковского. О Боже, какая же буря эмоций на нем отражалась, как он пропускал через себя каждую фразу солиста, как перевоплощался в каждого из героев оперетт! Артистизм маэстро поражал. И это помимо виртуозного ведения оркестра, когда был слышен каждый нюанс, когда аккомпанемент был предельно деликатен и направлен на то, чтобы раскрыть солиста.
Так быстро пролетели два часа, и вот на сцене уже все трое, Полина Пастирчак и два ее бессменных рыцаря. И неожиданно звучит «Застольная» из вердиевской «Травиаты», и солисты танцуют, поочередно вальсируя даму. В это время небо над Казанкой озаряет салют, а возле сцены взрываются, уходя в темное небо, десятки фейерверков. И публика тоже начинает танцевать, Сергей Скороходов спускается со сцены и вальсирует со зрительницами, оркестр играет Верди и Александр Сладковский, кажется, готов отложить в сторону дирижерскую палочку и раствориться в обшем ликовании. И в это время оператор крупным планом дает его счастливые глаза… Музыка, фейерверки, салют в черном небе, смилуэты Благовещенского собора и башни Сююмбике. В эту секунду, кажется, стало тепло.
Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
Источник: http://realnoevremya.ru/today/13258
|