Только погода устроила испытание всем, словно заранее оправдывая название открывавшегося фестиваля: «Казанская осень». От суровых +8 градусов публику с трудом спасали куртки, шапки и перчатки, у некоторых – пледы. А каково было высидеть два часа на сцене Государственному симфоническому оркестру Республики Татарстан? Вспомнились строки Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей». Про музыкантов как-то непоэтично так говорить, но они действительно стоики, за весь вечер ни разу не проскользнула явная фальшь от холодных пальцев у струнников или кикс замёрзших губ духовиков. Высочайший уровень профессионализма и дисциплины под руководством главного дирижёра коллектива Александра Сладковского!
Один из самых горячих, чувственных авторов, экспрессионист Рихард Штраус не писал оперетт. Но его «Кавалер розы» проникнут вальсовой стихией насквозь, отдельные темы близки по духу лучшим страницам современников из «лёгкого жанра», – Кальмана и Легара. Потому выбор Сюиты вальсов из «Кавалера розы» для открытия вечера вполне логичен. Правда, произведение это в разы длиннее стандартных увертюр или интродукций, открывающих или разбавляющих вокальные концерты. Чуть меньше получаса блистательных мелодий Рихарда Штрауса – как опьянение, понимаешь, что многовато, но магия вальсового ритма затягивает. Маэстро Сладковскому удалось не впасть в дежурный академизм интерпретации, а при всей добротности исполнения словно перекинуть мостик к опереточным номерам. Ещё два сольных номера оркестра тоже были вальсовыми. Увертюра к «Летучей мыши» Штрауса-сына и Вальс из балета «Шурале» Фарида Яруллина.
Сразу отмечу прозрачное и естественное звучание оркестра и голосов на пленере. Самые престижные для опен-эйров классики акустические порталы фирмы Meyer Sound выстраивал Владимир Рябенко, опытнейший звукорежиссёр из Санкт-Петербурга, постоянный участник студийных записей под лейблом студии Mariinsky.
Елена Харакидзян из Продюсерского центра «Арт-Брэнд» отвечала за составление программы вечера оперетты и подбор голосов, и, надо сказать, попала в точку, убедив известных оперных певцов попробовать себя в этом жанре: ведь ещё в XX веке оперетту пели «серьёзными» оперными голосами. Вокальная школа и музыкальность солистки Венгерской оперы Полины Пастирчак оставили самое лучшее впечатление. А ведь полноценно судить о тембре голоса, впервые услышанного через микрофон и усиление, очень сложно. И тем не менее. Верхние ноты, середина, низы – всё было спето почти инструментально ровно.
Сопрано Полина Пастирчак, солистка Венгерской национальной оперы, наполовину русская по крови. Но до того гастролировала на родине своей мамы только раз. В Санкт-Петербурге принимала участие в концертном исполнении музыки к «Эгмонту» Бетховена. Понравилось, что Примадонна при всей своей молодости, стройности и красоте, не педалировала эмоции. Вкус и чувство меры преобладали у Пастирчак даже в «лихой» выходной арии Сильвы из «Королевы чардаша» или «испанистой» «Джудитте» Легара, включая танцевальные движения корпуса и рук. Точная колоратура сверкала в Куплетах Адели из «Летучей мыши» Штрауса, обволакивало легато в мягкой мелодии песни о Вилье из «Весёлой вдовы». Само собой, немецкий язык у Пастирчак близок к совершенству.
Для такой статусной Дамы одного кавалера было бы маловато!
Сергей Скороходов, ведущий солист Мариинского театра, имеющий огромный лирико-драматический репертуар и ангажементы на лучших оперных сценах мира, в этот вечер дебютировал в жанре оперетты. Ему удались сразу несколько амплуа. В популярной арии Принца из «Страны улыбок» Легара Dein ist mein ganzes Herz на первом месте был вокал – стабильно-спинтовый, героический. В не менее известном дуэте Сильвы и Эдвина из «Королевы чардаша» Скороходов показал себя чутким и страстным партнёром, заставив забыть об отечественной традиции исполнения партии Эдвина баритонами. Бисировать потребовали куплеты простака Бони «Без женщин жить нельзя на свете, нет» из той же «Королевы чардаша». Искренне, купаясь в собственном удовольствии и с недурным канканом на припеве исполнил Сергей этот номер, буквально согрев зал. Напоследок он дважды блеснул «зачётным» си-бекаром в Torna a Surriento Куртиса.
Если тенор покорял публику внутренним обаянием и задором, то баритон Андрей Жилиховский, молодой солист Большого театра, сразу же вызвал мечтательные вздохи женской части аудитории. Крупный породистый голос в сочетании с романтической внешностью карбонария прекрасно ложились на хиты, ставшие почти народными: «Иду к Максиму я» из «Весёлой вдовы» Легара или «О, Баядера» Кальмана. Хорошо, что арии исполнялись по-русски. Кульминацией выступления, стал, конечно же, Мистер Икс из «Принцессы цирка». Театр в театре, монолог об актёрской доле, сродни Арии Канио из «Паяцев» Леонкавалло. Жилиховский – обладатель счастливого дара, природной актёрской интуиции, делающей даже концертный номер в его исполнении маленьким спектаклем. Его Мистер Икс прозвучал иначе, не калькой с множества великих и славных предшественников. Со сдержанным эротизмом был спет и медленно отвальсирован дуэт Ганны и Данило из «Весёлой вдовы» Lippen schwigen, в котором к Андрею присоединилась очаровательная венгерка.
|
Жаль, временные рамки не дали солистам спеть совместно какое-либо трио из оперетты – финальную сцену из 1 акта «Летучей мыши», которую счастливчикам удалось услышить днём во время саунд-чека, когда весь сквер перед Дворцом земледельцев, где была возведена сцена, был ещё залит солнцем. Исполненная на бис «Застольная» из Травиаты отчасти заглушалась грандиозным фейерверком по случаю Дня города. Здесь тенор и баритон поменялись местами – Схороходов непринуждённо вальсировал с красивой казанской зрительницей, а Жилиховский подпевал реплики тенора на сцене с Пастирчак.
И подобно тому, как венская публика послушно и охотно отбивает ладонями такт Марша Радецкого Штрауса-отца на прощание многих гала-концертов, в Казани на «расход гостей» оркестр заиграл «Марш Красной армии» Салиха Сайдашева. Неуловимое мелодическое сходство с европейским шлягером, плюс толика татарского колорита, придали завершению вечера национальную изюминку.
В Казани гармонично всё – крылатые львы на фронтоне Дворца земледельцев, возле которого была выстроена концертная площадка, и рядом парящий рядом на вершине холма Кремль, – уникальное соседство православных куполов и стрел минаретов.
Анна Лыжова
Казань-Москва
/фото Ирины Шымчак/
Источник:
http://www.muzcentrum.ru/news/2015/09/17543-kazanskij-open-air-valsovaya-stikhiya-vopreki-kholodu