Выдающийся кларнетист, солист Большого театра, народный артист России, профессор Московской консерватории им. Чайковского Рафаэль Багдасарян так сказал на пресс-конференции в Казани: «Я работаю больше 50 лет. Слышал за свою жизнь всех выдающихся музыкантов нашего времени. Какие только лучшие оркестры мира ни выступали в Москве: Нью-Йоркская филармония, Бостонский оркестр, Чикаго, Стоковский, Бернстайн, Голландия. И наши были потрясающие оркестры. Я сам объездил весь мир. Знаю, с чем сравниваю. Не первый раз слушаю ваш потрясающий коллектив. Я помню, как работал Рахлин, как работал мой большой друг Фуат Мансуров. Мы очень дружили. Когда появился дирижер Сладковский, почувствовал в нем этот стержень дирижерства. Он познакомился с Денисом. Й каждый раз, когда слушаю этот оркестр, вижу - он развивается по нарастающей. То, что я вчера услышал, концерт N2 Прокофьева и балет «Ромео и Джульетта» - это было потрясающе прекрасно. Потрясающий оркестр! Все группы звучат, деревянные, медные, контрабасы, струнники. Концерт, который играл Денис, - труднейший фортепианный концерт. Взаимодействие дирижера и солиста очень сложное, основанное на чутье. Я счастлив, что был свидетелем такого блеска. Конечно, наш дорогой Денис - великий пианист, знаю его с юных лет. Сейчас я имею право сказать, что это пианист N1 в мире, это признают все. С удовольствием об этом говорю, дорогие друзья. Когда я был начинающим дирижером, мне Хайкин говорил: «Рафочка, не дирижируй параллельно с музыкой». Вчера такое было единение. Александр Сладковский от природы дирижер. Он уверенно «зажигает» оркестр. Чтобы музыкант музицировал, он должен быть свободным. Ваш оркестр за эти пять лет стал одним из лучших оркестров в России. Сейчас он поедет по Европе, и я не сомневаюсь, там многие известные музыканты скажут, что это один из лучших оркестров Европы. Еще хочу сказать. Объездил весь мир, ничего не пропускал. Из самых красивых городов - это Сан-Франциско, естественно, Италия, Венеция, Флоренция, но в России - Казань. Казань сегодня - это сердце России. Потрясающей красоты город. Конечно, в этом заслуга вашего великого президента Шаймиева и, естественно, вашего сегодняшнего президента Минниханова. Дело в том, что уровень любого государства определяется по культуре. В Германии тратят очень большие деньги для того, чтобы вся нация с малых лет занималась классической музыкой. В дальнейшем кем бы дети ни стали, экономика выигрывает в геометрической пропорции, это доказано. Сегодня везде в мире обожают русскую культуру - Чехов, Толстой, Достоевский, Чайковский, Шостакович и др. И эту культуру продолжают наши великие соотечественники Сладковский и Мацуев».
Действительно, исполнение концерта для фортепиано с оркестром N2 было просто невероятным. Никто не ожидал такой плотности звука, такого трагизма и одновременно такой глубины. Перед нами предстал другой Мацуев. Сам Мацуев говорит, что для него характерно «джазовое» состояние, состояние импровизации. Мне кажется, он ошибается, он уже вырос из этой юношеской скорлупы. Он, вероятно, внутри себя ощущает двадцатилетним молодым юношей. Но ему в этом году 11 июня исполнилось 40 лет, он Близнец, это азартные трудоголики, обладающие сильной волей к победе и без колебаний делающие шаг в неизведанное. Это также люди с большими экстрасенсорными способностями. Так вот, 19 октября в день исполнения концерта N2 Прокофьева произошел скачок в его духовном развитии, он был явственно ощутим в зале. Мацуев перешел в новое качество - от сознания двадцатилетнего юноши в зрелого исполнителя. Это было духовное озарение, то, что японцы называют сатори. Это не состояние человеческой импровизации, что характерно для джаза и вообще для постмодернизма, а состояние божественного вдохновения, трансляции божественной гармонии. Музыканты выражают божественную гармонию не вербально, а на языке звуков, сакральных смыслов звуков. И, конечно, существует музыка человеческая и божественная.
Еще весной в Казани он играл по-другому, звонко, искрометно, виртуозно, по- юношески азартно. Играла молодость. А в исполнении 19 октября в нем зазвучал трагизм. Все эти 40 лет он шел к этому. Произошла словно спонтанная творческая цепная ядерная реакция. «Критическая масса» соединилась 19 октября - и возник творческий взрыв невероятной мощности. На сцене ГБКЗ им. Сайдашева произошел уникальный творческий акт мирового культурного значения. Так, безусловно, музыку Прокофьева еще не исполняли в мире. Стало ясно, что Прокофьев еще не раскрыт с точки зрения истории XX века. Потому что и балет
«Ромео и Джульетта» Прокофьева в исполнении ГСО РТ зазвучал невероятно трагически. Что стоит только «Смерть Тибальда», в нем отчаявшийся Прокофьев словно гениально отражает иррационализм предчувствованной им Второй мировой войны. И, наверное, так, как играл Прокофьева 19 октября Сладковский, не играет никто в мире.
После концерта Денис Мацуев дал интервью нашей газете.
- Денис Леонидович, как вы сами оцениваете ваше исполнение концерта N2 Прокофьева?
- Первый раз в жизни играл этот концерт. Глубоко трагическая и ужасающая музыка, предчувствие революции. Грандиозный концерт.
- Для вас это звездный концерт.
- Надеюсь. С ним все только начинается. Так сошлись звезды, что только сейчас подошел к этому концерту и за рекордные восемь дней его выучил.
- Это просто ваш композитор. А то, что в вашем гороскопе написано, что вы обладаете сильными экстрасенсорными способностями, вы это чувствуете?
- Безусловно, музыкант, выходящий на публику, должен обладать некими химическими флюидами, я бы сказал. Этому невозможно научить, это либо есть, либо нет. Можно играть для себя, записывать в студии - это одно, но когда выходишь на сцену, это другое. Здесь включается магия. Ты должен в кратчайший период времени захватить энергетику зала. Очень сложно передать словами, что в этот момент происходит. Я глубоко убежден, что человек, который выходит на сцену и играет великие произведения, он является проводником времени. Между тем временем, когда писал композитор, и сегодняшним, когда я переношу через себя в зал то время. Мы играем для публики, она главный критик. Мы играем не на публику, а для публики. Если ты не захватываешь зал, не обладаешь этим посылом, то лучше за это не браться. Когда мне говорят, я устал от концерта, этого не понимаю. Играю 220 концертов в сезон от Америки до Японии, практически каждый день на сцене, уже понял для себя такую формулу, что если ты устал от концерта, значит, он не получился. Потому что настоящий концерт должен тебя только одухотворять. Потому что если ты отдал правильно энергетику в зал, значит, тебе вернется в еще большем размере.
- Так это и есть экстрасенсорные способности.
- Наверное, это так называется. Просто этого не знал. Но если ты общаешься с публикой, это у тебя должно быть.
- Как вы чувствуете, что зал ваш или не ваш?
- Объяснить невозможно. Конечно, я могу через пять минут после начала концерта понять, получился ли контакт. Может, даже и раньше. В зависимости от того, что играю. Конечно, приятно играть в гениальных залах с гениальной акустикой на гениальных роялях с потрясающе эрудированной публикой, которая ходит на это годами. Но если ты играешь в небольшом зале небольшого провинциального городка, «провинциальный» - слово для меня очень хорошее в этом случае. Там может быть новая публика, которая первый раз пришла на концерт, очень плохой рояль, зал практически без акустики. Если тебе удается в этих условиях захватить публику, то тебе ничего не страшно. Я люблю такие концерты ради такой профилактики, что ли. Мне это нравится, наоборот. Люблю новую публику в зале. Мне никто в Европе не верит, что у нас в залах много молодежи. Такое в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне невозможно, там публике за 60, за 50 лет. Когда смотришь в зал, головы в основном седые. У нас в зале молодежь.
- Казань - это ваша публика?
- Конечно. Этот роман продолжается долгие годы. Публику невозможно, особенно в России, с одного раза поразить. Я в Казани был раз 30. И каждый раз это было стремление подтвердить свою любовь. Это как любовные отношения между людьми. Просто публика - такой собирательный образ. Каждый раз ты доказываешь, что ты ее достоин.
- Вчера было, наверное, ваше лучшее выступление в Казани из этих 30. Просто феномен. Думаю, что за год в мире таких выступлений случается лишь несколько.
- Я долго шел ко второму концерту Прокофьева. Мой друг Валерий Гергиев ни один год меня уговаривал и спрашивал: «Почему ты не играешь этот практически созданный для тебя шедевр? По масштабу, по энергетике, образности». Но я не чувствовал любви к этой музыке. Я слушал ее гениальность, знал наизусть. Но не чувствовал любви. Был не готов выносить ее на сцену, я ее еще не пережил, не провел через себя. Сейчас у меня с этим концертом начинается большой роман на долгие годы. Запланировал этот концерт в 25 странах с Гергиевым, Зубин Метой, Пааво Ярви, Тимеркановым, Янсон-сом. Когда им сказал, что играю этот концерт в Казани, они все мне позвонили и написали: «Наконец-то, мы мечтаем с тобой сыграть этот концерт. Потому что это абсолютно твоя музыка».
- Этот шедевр вы должны записать с казанскими музыкантами. Как оценивает сейчас наш оркестр?
- Я счастливый человек, потому что был соучастником процесса роста коллектива. Мы много играли, я много для него сделал, не буду сейчас об этом говорить. Я был возбужден, когда пришел Саша Сладковский и начал делать коллектив большого уровня. Нельзя сказать, что здесь был до этого плохой оркестр. При таких традициях, Рахлин, Фуат Мансуров, с которым играл здесь. Но Александр Сладковский добавил уникальной энергетики. Возникло новое качество. Абсолютно. Это не значит, что там было плохо. Там была своя замечательная история. Здесь один из ключевых моментов - при поддержке Минниханова, в нашей когорте лучших оркестров в России добавился казанский оркестр. Гергиев уже приглашал их не один раз в Мариинский театр в свои абонементы. Потому что он понимает, создать в провинции оркестр такого класса очень сложно. В нас всегда сидел этот полный бред, что в провинции все другой класс, более низкий. Я никогда с этим не соглашусь, и казанский оркестр - доказательство моих мыслей. Казанский оркестр - уникальный коллектив. В ближайшие полтора года у нас будет широкий европейский тур, который я помогаю организовать. В самых знаменитых залах мира - в Вене, Амстердаме, Париже, Швейцарии. Сейчас заявка колоссальная, это только начало. И они не собираются останавливаться. Уже сейчас они играют абсолютно любой репертуар, в любом стиле, жанре. Малер, Чайковский, Брамс, Прокофьев, татарские композиторы - не думаю, что они будут играть только русских композиторов. Я поздравляю Сашу с юбилеем. Огромное спасибо президенту Минниханову, что он понимает - этот коллектив стал визитной карточкой Татарстана. Я спортивный человек, преклоняюсь перед спортом, перед казанскими командами, которые на высоком уровне. Но культура не менее могучее орудие, чем спорт.
- Вам 40 лет, Сладковскому 50, у вас образовался, как сейчас говорят, тандем.
- Я рад, что мы дружим уже более 10 лет. Рад, что получилось. Есть оркестры в Новосибирске, Екатеринбурге, у них славные традиции. Но по вулканической энергетике создания, роста у вас приоритет. Приглашаю оркестр на все свои мероприятия. На мой юбилей в Кремле, мой фестиваль «Крещендо» в Большом театре с трансляцией записи на «Меццо», в Париж, где меня до сих пор спрашивают, а где этот замечательный оркестр. Говорю - скоро приедем, на будущий год у нас будут парижские гастроли. Я видел эту реакцию, наш оркестр просто потряс парижскую публику. Все были в шоке. Очень сложно объяснить словами, что это было такое. Я люблю смотреть в лица людей после концерта. Смотрю в глаза и вижу, что людям стало легче. Конечно, классическая музыка, безусловно, несет терапевтическое значение.
- Мы вернулись к вашим экстрасенсорным способностям.
- В классической музыке невозможно обмануть, ты должен доказать,
что публика пришла к тебе не случайно.
- Наверное, возникает гармоническое единство позитивной энергии композитора, исполнителя, позитивной энергии оркестра и позитивной энергии публики. И возникает эффект подъема у всех. Даже у композитора, давно уже ушедшего от нас. Что себе хотите пожелать или уже все сбылось?
- Когда меня спрашивают, что буду делать через 20 лет и где находиться, отвечаю, хочу быть на сцене и играть третий концерт Рахманинова. Сейчас сюда добавлю и второй концерт Прокофьева. Потому что это счастье.
Рашит АХМЕТОВ.
Газета "ЗВЕЗДА ПОВОЛЖЬЯ" №38 (766)
|