В Казани завершился фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной, который в пятый раз проводил ГСО РТ. Город смог познакомиться с сочинениями, рождёнными в относительно недавний отрезок времени и составляющими столь многообразную палитру той музыки, что привычно называется «современной».
За пять лет татарстанский симфонический сумел воспитать слушателя, который отнюдь не отвергает иные, кроме классических, музыкальные сочинения, а посему залы были полны. Особого внимания заслуживает финальный концерт фестиваля, оказавшийся созвучным многим печальным событиям ушедшей осени.
«КОГДА УМРУ, СТАНУ ФЛЮГЕРОМ Я НА КРЫШЕ, НА ВЕТРУ…»
Последний концерт губайдулинского фестиваля этого года – повод порассуждать, как «мировой оркестр», «вселенские ритмы» врываются в нашу жизнь. Словно невидимый дирижёр выстраивает нашу «игру» и мы подчиняемся его воле.
Давно, задолго до печальных событий этой осени – до взрыва самолёта над Синаем, до страшной «чёрной пятницы» в Париже версталась программа пятого фестиваля современной музыки в Казани. Но волею судьбы в афише была Четырнадцатая симфонияДмитрия Шостаковича, та самая, где каждая нота протестует против смерти. И оказалось, что финальный фестивальный концерт превратился в реквием по невинно погибшим.
По той маленькой девочке из Петербурга, что смотрела заворожённо через стекло на самолёты – эта фотография оборшла весь мир. По тем парижанам, что решили провести вечер пятницы в кафе недалеко от Лувра. По тем молодым ребятам, пришедшим на рок-концерт, и та музыка, перемежаемая автоматной дробью, стала последним, что они услышали в жизни. Концерт начался с кома в горле, с минуты молчания.
Шостакович в программе возник не просто так, не случайно.
Художественный руководитель и главный дирижёр ГСО Александр Сладковский — плоть от плоти питерский музыкант, и любовь к Шостаковичу у него в крови. Тем более что не за горами грандиозный проект, когда ГСО РТ запишет на фирме «Мелодия» все симфонии Шостаковича.
Четырнадцатая симфония Шостаковича, написанная для малого струнного оркестра с ударными, баса и сопрано, премьера которой состоялась весной 1969 года, — это своего рода продолжение темы, начатой в «Песнях и плясках смерти» Мусоргского. Уход из жизни человека Шостакович воспринимает как несправедливость, как нонсенс. Его симфония – это протест, это манифест жизни. Похоже, что именно так трактует её и Александр Сладковский.
Партию баса в Казани исполнил Петр Мигунов, сопрано — Наталья Мурадымова. В распоряжении солистов волей композитора оказались прекрасные тексты – Федерико Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Райнер Мария Рильке, Вильгельм Кюхельбеккер.
И дирижёр выстроил исполнение симфонии Шостаковича так, что он и солисты все время словно находились в диалоге.
Диалоге сложном, порой мучительном, в нём решался вопрос: для чего же дана нам жизнь, этот «дар бесценный, дар случайный», если с ней все равно придётся рано или поздно расстаться?
Перед публикой, хорошо изучившей манеру дирижирования Сладковского, а у дирижёра за пять лет выросла большая плеяда своих преданных слушателей, предстал новый маэстро. Мы привыкли к темпераментному, импульсивному Сладковскому, чья энергетика словно льётся в зал, заражая зрителей. На этот раз он лаконичный, порой задумчивый, сомневающийся… Сладковский вёл оркестр бережно, словно боялся нарушить какое-то хрупкое равновесие. Философичность музыки Шостаковича оказалась по плечу и музыкантам, и дирижёру.
И финал симфонии — отнюдь не радужный, не мажорный. Умиротворённый.
Жизнь и смерть – это всего лишь «из света в сумрак переход». Жизнь вечна, просто меняется физическая форма. Смерти нет, это всем известно.
Четырнадцатая симфония Шостаковича звучала в Казани впервые, как и многие произведения, которые исполняет последние пять лет ГСО РТ. В этом смысле просветительскую функцию оркестра нельзя переоценить.
«ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ОТКУДА ЭТИ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ?»
Второе отделение финального концерта фестиваля – стихия современной музыки, созданной композиторами Татарстана. В программе двенадцатая симфония Анатолия Луппова «Тайна озера Кабан» и симфония-оратория Шамиля Тимербулатова «Булгарские мотивы».
При некоторой общности — оба автора обращаются к татарскому фольклору, но при этом Луппов использует и русские фольклорные мотивы — знак тождества между сочинениями ставить не стоит. И Луппов, и Тимербулатов достаточно яркие, самобытные авторы.
И если в «Тайне озера Кабан» композитор предлагает нам исторические картинки из прошлого Казани, весёлые и грустные, связанные «сюжетом», то «Булгарские мотивы» — это эпическое произведение, «многофигурное полотно», если следовать терминологии, характерной для изобразительного искусства. Тем более что тексты симфонии-оратории принадлежат двум татарским поэтам-философам – Габдулле Тукаю и Равилю Файзуллину.
Оркестр очень точно прочувствовал специфику, самобытность каждого из сочинений,
найдя в каждом некую константу, восходящую к фольклору, и боль и нерв композиторов нынешнего века.
Прошлое не уходит, оно живёт в генетической памяти народа, за безмятежностью водной глади Кабана, за буйными ветрами, свистящими над минаретами Великого Болгара можно разглядеть много и горьких, и светлых страниц истории. Главное, чтобы её уроки были хорошо выучены.
«Конкордия»-2015 завершилась концертом, который словно поставил перед слушателями вопрос: что есть современная музыка?
Та, что написана недавно и или та, что живёт в унисон с нашей сегодняшней жизнью? Ответа и оркестр, и маэстро намеренно не дали. Думающая публика должна найти его сама. И в этом тоже просветительская функция оркестра.
Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ
Татьяна Нарышкина
Источник:http://www.belcanto.ru/15120901.html
|