Денис Мацуев, Александр Сладковский и ГСО РТ. Фото – Евгений Евтюхов
Концертные выступления известного российского дирижера Александра Сладковского на филармонических сценах Москвы стали едва ли не главным событием последнего месяца уходящего года.
После двух программ с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Евгения Светланова и австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером, посвященных музыке Иоганнеса Брамса и Джорджа Гершвина, маэстро вновь посетил российскую столицу, но уже вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана, художественным руководителем и главным дирижером которого он является.
Предновогодний вечер в Концертном зале им. Чайковского был посвящен жанру рапсодии, претворенному в музыке русских и зарубежных композиторов. Сценическим партнером Александра Сладковского стал давний друг казанского коллектива, всемирно известный пианист, народный артист России Денис Мацуев.
Вместе они осуществили множество музыкальных проектов, в том числе ежегодный фестиваль «Денис Мацуев у друзей». Прошлой осенью он состоялся в столице Татарстана в третий раз во время празднования юбилея Александра Сладковского. И вот музыканты вновь встретились, но уже на филармонической сцене Москвы.
Концерт открылся исполнением знаменитой Венгерской рапсодии №2 Ференца Листа, которую сменила не менее эффектная и по стилю, и по оркестровым краскам Испанская рапсодия Мориса Равеля. Оркестр блеснул своими возможностями, продемонстрировав достойный уровень игры, виртуозное мастерство и темпераментное исполнение.
Те же самые качества нельзя было не отметить и в прозвучавших затем Румынской рапсодии №1 Джордже Энеску и «Испании» Шабрие с их яркими ритмами и фольклорными мотивами.
Денис Мацуев по обыкновению увлек публику своим неистовым прочтением Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова, исполнив ее впервые с казанским оркестром в Москве, как и следующих вслед за ней Вариаций Витольда Лютославского на тему того же 24-го каприса Паганини.
Денис Мацуев, Александр Сладковский. Фото – Евгений Евтюхов
Мацуев был импозантен за роялем и ловко, с присущей ему акробатической легкостью, справлялся с головокружительными пассажами. Приятно было слушать и деликатный аккомпанемент оркестра, наблюдая за аристократичными жестами Александра Сладковского, внимавшего харизматичной игре солиста.
Вряд ли какой из концертов Дениса Мацуева обходится без приятных откровений. Вот и в завершающей программу Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина случились неожиданные «крутые виражи». Это стало очевидным, судя по расположенной на сцене установки ударной группы и контрабаса. Так что без джазовой фантазии обойтись было просто невозможно!
На то он и Мацуев, чтобы «разогреть» публику вместе со своими любимыми друзьями-исполнителями: контрабасистом Андреем Ивановым и барабанщиком Александром Зингером. Вкрапления джазовых импровизаций в музыку Рапсодии Гершвина ничуть не нарушили форму сочинения, а напротив, добавили массу искрометного юмора и сценического драйва. И даже маэстро Александр Сладковский, ожидая очередного вступления оркестра, затейливо оборачивался к импульсивным солистам, слегка пританцовывая за пультом.
Еще один приятный сюрприз случился после короткой реплики Дениса Мацуева, напомнившего аудитории зала о том, что оркестр из Татарстана не принято отпускать на гастролях без их «фирменного» биса – оркестрового эпизода «Стан Тамерлана» из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане». Композитор присутствовал в зале.
Эффектная музыка с остинатными ритмами и впечатляющей амплитудой чувств и эмоций еще больше увлекла публику, не спешившую покидать зал.
И хотя, оркестру необходимо было возвращаться в Казань, его художественному руководителю торопиться было некуда. Ведь на следующий день уже предстояли репетиции с Российским национальным оркестром.
C коллективом Михаила Плетнева Александра Сладковского роднят давние творческие взаимоотношения. Он неоднократно дирижировал РНО как в России, так и за рубежом, а самого Михаила Плетнева в амплуа пианиста приглашал на казанский фестиваль музыки им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Это сотрудничество продолжится и в дальнейшем.
Ну а пока Александров Сладковский выступил с плетневскими музыкантами 31 декабря в Большом зале консерватории.
Новогодний вечер украсила музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Увертюра к опере «Похищение из Сераля», открывшая программу, была полна блеска и остроумия. Оркестр в руках Сладковского был необычайно гибок и органичен.
Михаил Плетнев, Александр Сладковский. Фото – Ирина Шымчак
Отдельным событием вечера стало участие в нем Михаила Плетнева, который проникновенно исполнил Концерт № 26 ре мажор, KV 537, имеющий подзаголовок «Коронационный». Это произведение принято считать не вполне завершенным: в сохранившейся композиторской рукописи партитуры партия левой руки для солиста была записана не полностью. Впервые произведение прозвучало в исполнении Моцарта на праздновании по случаю коронации Леопольда II во Франкфурте-на-Майне осенью 1790 года.
Интерпретация Михаила Плетнева отличалась тщательной отделкой музыкальных фраз и деталей сочинения, ясностью мысли и благородством.
Под занавес концерта прозвучала Торжественная месса до мажор, KV 337 с участием вокального ансамбля «Intrada» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко) и солистов: Кристины Мхитарян (сопрано), Александры Кадуриной (меццо-сопрано), Ярослава Абаимова (тенор) и Олега Цыбулько (бас).
Москвичи и гости столицы теперь встретят Александра Сладковского и Государственный симфонический оркестр Татарстана на сольном концерте немецкой сопрано Симоны Кермес. Выступление артистов состоится 12 февраля на сцене Концертного зала им. Чайковского в рамках филармонического абонемента «Блистательные сопрано».
Ну а маршрут ближайших гастролей Александра Сладковского протянется к Лазурному берегу Франции. 10 января российский дирижер даст единственный концерт в Монако с Филармоническим оркестром Монте-Карло.
Наряду с европейской премьерой оркестрового сочинения «Небесное движение» молодого композитора из Казани Эльмира Низамова в программе прозвучат Восьмая симфония Антонина Дворжака и Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса (солист – Вадим Глузман).
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru
Источник: http://www.classicalmusicnews.ru/reports/novogodnyaya-rapsodiya-aleksandra-sladkovskogo/