- Александр Витальевич, пять лет вы в Казани, пять лет вы с оркестром. А когда вы впервые услышали о симфоническом оркестре Татарстана? Ведь получается, что через него вы начали знакомство с Казанью.
- Мои однокашники, которые учились в консерватории на других факультетах, они начали переезжать из Москвы в Казань, когда Фуат Мансуров возглавил оркестр. Это было в конце восьмидесятых годов. Фуат Шакирович вел оркестровый класс в Московской консерватории, и я даже под его руководством выступал в концертах, будучи аристом оркестра. Получается, что о Казани и об оркестре я узнал внятно, еще учась в Московской консерватории.
- Желание переехать в Казань и работать с оркестром, как оно созрело?
- Я всегда старался работать с оркестрами не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. К тому времени, как я приехал в Казань, я, наверное, переиграл со всеми российскими региональными оркестрами.
- Картина была полная.
- Практически, да. Как приглашенному дирижеру, мне удалось много где поработать. Во всех крупных городах, где есть оркестры, есть консерватории, откуда я лично отбирал музыкантов для федерального проекта. Мы собирали такой оркестр под крылом консерватории в Санкт-Петербурге, и я пять лет руководил этим коллективом. Мы ездили на престижные фестивали, выступали в лучших залах. То есть опыт общения с регионами был. И в Казани, прежде, чем я начал работать с ГСО РТ, я познакомился с огромным количеством ребят, студентов. Один из них, например, Владимир Бабешко, он сейчас под крылом Анн-Софи Мутер. Все это были мощные, мотивированные ребята. Казань всегда поставляла очень продвинутые кадры.
- Пять лет вы в городе, Казань стала родной, вы ее чувствуете?
- Более чем. Конечно, Казань стала родной.
- Появились любимые улицы, уголки, любимый дом?
- Любимый дом – это «Миру-мир», где живу. Любимая площадь – это площадь Свободы. Новая набережная Казанки, фантастически красивая, удобная, настоящий променад. Я стараюсь на ней часто бывать. Конечно, люблю улицу Баумана, Черное озеро, весь центр города. Мест много, боюсь, что я не оригинален. Центр у нас дивный, особенно вокруг Кремля. Люблю улицу Тельмана, дом, где жила София Губайдуллина, он такой теплый. На Тельмана сохранилось несколько старинных домов, и они живые, в них живут люди.
- Как бы вы охарактеризовали музыкальную жизнь Казани?
- Объективно, мы сегодня в Казани имеем то, чего мы достойны. И имееем мы много. Если брать такие институции, как наш оперный театр, который почти сорок лет, а это огромное время, держит планку международных фестивалей – Шаляпинского и Нуриевского, это очень престижно для города и республики. Кстати, я знал Казань не только по оркестру, куда Мансуров набирал музыкантов, но и по оперному театру, и по фестивалям. Учась в Санкт-Петербурге и имея отношение к опере, общаясь с солистами, которые сюда приезжали, я знал, что происходит в музыкальной Казани. Если говорить о нашей сегодняшней музыкальной активности, то у нас активность столичная. Всегда можно сказать, что что-то не хватает, что могло быть лучше, но объективно все музыкальные институции в городе работают. Это же можно сказать и о драматических театрах – Качаловском и Камаловском. Стоит вспомнить и Чулпан Хаматову, учившуюся в Казанском театральном училище, она тоже вносит свою лепту в культурную жизнь города. Константин Хабенский не имеет прямого отношения к городу, но он полюбил Казань и открыл здесь свою школу.
- Ваши музыкальные фестивали тоже оживили жизнь города.
- Я бы хотел сказать сейчас не об этом, а о том, как к ним относится публика и власть. У власти сейчас столько проблем, такое количество задач, которые надо решать, особенно в кризис, но отношение к людям искусства, к глобальным целям – развитию культуры в республике, в Казани, - это потрясает. Факт того, что мэр города уделяет нам внимание, практически всегда принимает гостей, которые к нам приезжают, лично курирует наши просьбы, если мы просим нам в чем-то помочь, это замечательно. Президент республики всегда принимает наших коллег – и Валерия Гергиева, и Дениса Мацуева. В Татарстане не только деятели культуры честно выполняют то, что должны выполнять, но и отношение власти выше всяких похвал. Успехи нашей отрасли во многом происходят еще и потому, что она не брошенная, она живет не по остаточному принципу. И это чувствуют зрители, которые ходят на концерты и спектакли.
- Да, народ ходит на концерты в БКЗ и кто-то стоит вдоль стен. Зал для Казани уже мал. Есть перспективы строительства нового зала?
- Жалко людей, но хорошо, что хоть по входным билетам в зал пускают. Когда людей уже совсем некуда сажать, мы сажаем их на сцену. Я скажу сейчас крамольную вещь, но с точки зрения безопасности, это все неоднозначно. Конечно, наплыв зрителей греет наше артистическое самолюбие, но зал заточен под определенное количество публики.
- Так новый зал будут строить?
- Откуда же мне это знать? У меня столько дел в оркестре, что я не могу лоббировать вопросы строительства. Я в этом ничего не понимаю, хотя очень много моих коллег-музыкантов, когда приезжают в город, об этом говорят. Более того, я слышал, что эта идея вынашивается на самом высоком политичекском уровне. Потому что все понимают, что такому мегаполису как Казань, необходим новый концертный зал. Если мы строим европейские развязки, строим инновационные города, стадионы, бассейны и так далее, и все это делаем на самом высоком уровне, то нам надо строить и такой же концертный зал. И он, как и оркестр, будет визитной карточкой республики. И даже всего огромного региона. Потому что во всем регионе нет зала, который даже отдаленно мог бы соответствовать мировым стандартам. Казань опять может всех обойти.
- Поскольку вы упомянули инновационные города, хочу спросить, не выступали ли вы в Иннополисе?
- Нельзя объять необъятное! За пять лет мы выступали во многих неприспособленных местах. А Иннополис, он сначала должен задышать, и если там есть подходящий зал, мы с удовольствием туда приедем. Сейчас есть идея в граде Свияжсаке поставить оперу опен эйр. Недавно мы это обсуждали с директором музея-заповедника Артемом Силкиным.
- Опера уже выбрана?
- У меня в голове «Иоланта». Есть идея показать ее на будущем фестивале «Казанская осень» в концертном исполнении, и вот возник Свияжск с его естественными декорациями. По срокам пока ничего не могу сказать, потому что впереди еще один грандиозный проект – запись на фирме «Мелодия» всех симфоний Дмитрия Шостаковича. Но, думаю, с Божьей помощью все успеем.
Татьяна Мамаева
|