- Шли мы к этому долго. Считаю своим личным долгом и долгом оркестра отдать дань и должное памяти человека, которому мы собственно должны быть благодарны своим существованием. Ведь Жиганов очень долго хлопотал чтобы здесь был оркестр, - рассказал на пресс-конференции маэстро Сладковский. – Переоценить значение этого гиганта для Татарстана и вообще для российского музыкального искусства вряд ли возможно. Поскольку он относится к столпам Татарстана и к личностям такого масштаба, которых обычно увековечивают в музыкальных фестивалях и форумах. Поэтому в юбилейный год мы создали и запустили этот фестиваль.
Партитуры Жиганова составляют классику татарского искусства, изучаются и любимы многими, однако сложно говорить о достойном уровне популяризации его творений – видеозаписи произведений часто в чёрно-белом цвете и с плохой картинкой, а звук вообще транслируется только в формате моно. В век современных технологий этот факт, конечно, не только удивляет, но и не может способствовать развитию и демонстрации достижений культуры Татарстана. Теперь с участием оркестра, процесс, что называется, пошел. Маэстро поразил мастерством обработки и абсолютном новым звучанием знакомых мелодий композитора. Удивительные переливы мелодий татарской пентатоники, народные инструменты, заливистые флейты и мощные медные – вот почему это стоит услышать лично. Оркестр, который уже владеет репертуаром мирового масштаба, возвращает слушателей к корням, традициям, народному фольклору. Музыка Жиганова живет, обрастает поклонниками и снова любима.
- Когда я узнал об инициативе маэстро Александра Сладковского организовать фестиваль татарской музыки, главной движущей силой которого будет государственный симфонический оркестр, то как музыковед, сразу подумал – это то, что надо! Симфонический оркестр – мощнейший локомотив культуры, если так можно выразиться, высокотехнологичной культуры. Благодаря фестивалю на новый уровень выйдет работа оркестра в области татарской музыки, и это проявится сразу в нескольких актуальных сферах, - уверен доктор исскуствоведения, профессор, заслуженный деятель РТ, завкафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев.
Он рассказал о том, что многие произведения татарских классиков имею музейный статус и плохо представлены информационном пространстве. А ведь согласно закону искусства, чем больше произведение исполняется, тем больше к нему растет интерес. И здесь можно вести речь о суперпремьерах – так, пятая симфония Жиганова будет впервые исполнена в 21 веке. Поэтому по словам Дулат-Алеева, работа оркестра – это настоящий информационный, художественный и технологический прорыв. Этот общий объединяющий фестиваль – стимул, который очень важен для новых татарских композиторов. Он покажет, что они могут писать не в стол, не для своих коллег, а встать в ряд тех имен, которые открывают этот фестиваль, считает искусствовед.
- Работа надо книгой заняла три года, оформительско-дизайнерская история заняла еще два года. И сегодня я готова констатировать, что мы находимся на пороге уникального, исторического, беспрецедентного в масштабах нашей страны события, - сообщила Елена Черемных. – Вся советская региональная музыкальная академическая культура, которая как Атлантида погрузилась на дно истории, выплывает сейчас фрагментарно. И далеко не везде! Мы знаем какое количество оркестров было при Советском Союзе: каждая республика и автономия имели в той или иной мере разветвленную систему академического музыкального образования. Но мы с прискорбием должны сказать, что эта картина к нынешнему дню изменена. И не в лучшую сторону. В этом смысле Татарстан есть то ментальное, географическое, религиозно наполненное и заинтересованное в развитии музыкальной традиции место, где все не ушло в песок, не растворилось в воздухе и где все продолжается.
Критик счастлива, что в оркестре с приходом Сладковского возобновлена жизнь как «Феникс из пепла». Однако во временном упадке она винит не предыдущих руководителей оркестра, а исторические коллизии. Время поглотило региональные оркестры, и подобные татарстанскому культурные центры на пересчет – Новосибирск, Пермь (где работает такая структура как местный оперный театр под руководством Куриниса) и собственно Казань с ее симфоническим оркестром. Черемных с 2011 года наблюдает как оркестр с учетом местной специфики «развивается и в рыночном, и в художественном направлениях невероятно цивилизованно, правильно и безошибочно».
- Фестиваль - есть часть того большого процесса, который был начат Назибом Жигановым - человеком невероятных титанических талантов и способностей. Человеком, благодаря которому здесь развились фактически все музыкальные институции – от Союза композиторов, оперного театра и консерватории до создания симфонического оркестра. Рождение этого символического музыкального корня датируется 1938 годом, второй и не очень удачный опыт – 1951 годом, и только с 1966 года усилиями Жиганова, пробивавшего возможности на союзном и региональном уровнях, оркестр заработал. 50 лет оркестра – это возраст Акме с точки зрения человека, поэтому в книге мы было интересно рассуждать как о нем, как о судьбе человека, - отметила Черемных. – В ней бывают взлеты и падения, ситуации поиска и созревания, равновесие между опытом и мудростью, когда не надо вилять и находиться в поиске бесполезных телодвижений. Точка отсутствия системного институционального момента по возрождению интереса к национальной татарской музыке начинает отсчёт своего времени, и я всех с этим поздравляю!
Симфоническая музыка – рудимент культуры и в республику пришла из Европы, подчёркивает Елена. Эта культура, это искусство говорило людям 18-19 веков об идеалистическом представлении жизни, некоей гармонии мира. Немецкая по рождению культура пришла в мультирелигиозный и мультинациональный регион, укоренилась, законсервировалась в виде ростков 38-го и 51-го года и расцвела тем пышным цветом, который мы наблюдаем в жизни оркестра сегодня в виде фестиваля. Важнейший фактор значения «Мираса» - это закрепление лидерства оркестра как мощного элемента в музыкальной культуре республики, который достойно представляет Россию и Татарстан в мире и готовит программы международного уровня.
Маэстро Сладковский активно работает над продвижением татарской и в будущем планирует представить произведения татарских композиторов – классиков и композиторов – современников европейской публике. Кстати, сейчас оркестр готовится к большому европейскому турне совместно с Денисом Мацуевым в конце 2016 года, центральным концертом которого станет выступление татарстанского коллектива на одной из самых престижных европейских филармонических площадок – в Золотом зале Венской филармонии - Musikverein 06 декабря. Стоит отметить, что на концерте присутствовал директор международного концертного агентства IMG Artists в Германии, вице-президент интернационального гастрольного отдела IMG Artists, который приехал в Казань для прослушивания Государственного симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского. И это неслучайно, ведь компания займется продвижением Госоркестра РТ на мировых подмостках - Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Не секрет, что о татарстанском оркестре на Западе знают немного, и серьезной задачей станет создать историю вокруг музыкального коллектива, что можно делать только за счет гастролей. Благодаря подключению таких профессионалов, крупнейшего агентства с филиалами по всеми миру, занимающегося менеджментом звездных артистов и легендарных коллективов, можно быть уверенным, что наследие Татарстана услышит весь мир и слава об оркестре прогремит далеко за пределами республики.
Источник: http://www.tatarnews.ru/articles/8712
|