Хороших дирижеров мало, и весьма распространено мнение, что ярче всего дирижер раскрывается с тем оркестром, с которым работает постоянно. Именно поэтому в Москве всегда рады любому визиту Александра Сладковского, а уж когда он приезжает со своим оркестром Республики Татарстан, да еще и с барочной дивой, имя которой – Симона Кермес, никакие другие события в этот день не имеют значения: надо идти.
Вот и 12 февраля в Концертном зале им.П.И.Чайковского публика собралась особенная – не просто любители барочной музыки и поклонники заграничных оперных звезд, а те, кто уже привык к высочайшему уровню программ с участием Симфонического оркестра Республики Татарстан и его художественного руководителя, главного дирижера Александра Сладковского. И даже курентзисовский «Дон Жуан», который именно в этот вечер шел на сцене «Новой оперы» в рамках «Золотой маски», не отвлек московских любителей оперы от Зала Чайковского и Кермес со Сладковским.
| Симона Кермес |
Филармонический абонемент «Блистательные сопрано» предлагает любителям оперной музыки всего два концерта, зато каких! Настоящая дуэль двух сопрано с мировой известностью, шлейфом славы и армией поклонников – Симоны Кермес и Вероники Джиоевой. Забегая вперед, в февральском концерте Кермес шокировала публику зашкаливающей энергетикой и неподражаемым артистизмом, доведя кого-то до чистого экстаза, а кого-то – до бешенства, но равнодушным не остался никто. Теперь ход – за российской примадонной Вероникой Джиоевой, выступление которой состоится 26 апреля.
| Симона Кермес, Александр Сладковский ГСО РТ |
Как обычно бывает перед такими концертами, в зале ощущалось легкое напряжение – словно предвкушение какого-то необычного действа. Впрочем, Симона Кермес славится своей абсолютной раскрепощенностью на сцене, а маэстро Сладковский (с которым Симона знакома давно) известен своим артистизмом и экспрессивностью, и можно было предположить, что этот вечер «засушенным» академизмом грешить не будет, а ждет нас фонтанирующее энергией, эмоциями и чудесной музыкой времяпровождение. Так оно и случилось.
| Симона Кермес, Александр Сладковский |
Концерт получился яркий, запоминающийся и очень необычный, хотя и дававший возможность некоторым снобам для критики и недовольства. Впрочем, они эти возможности находят на любом концерте. Программа вечера была разнообразна, но продуманна: начав с Генделя и Порпора, первое отделение завершили Россини и Доницетти, второе открыли опять же Россини и через Верди плавно перетекли в Бернстайна. После завершения основной программы публике еще было подарено три (!) биса. И все это с неизменным блеском, высокой энергетикой и очень хорошим качеством.
|
С первых же тактов генделевской сюиты «Музыка для королевского фейерверка» (представленной тремя частями из пяти) абсолютно барочный «шаг» оркестра и его сияющая медная торжественность создали приподнятое настроение. Радостная перекличка духовых и струнных с хрустальными вкраплениями клавесинных аккордов заискрилась над залом праздничным фейерверком, и стало понятно, что Александр Сладковский не зря именно этим произведением открыл программу – сюита, написанная Генделем для короля Георга II в честь заключения Ахенского мира, и впервые исполненная на торжестве с праздничными фейерверками, сразу же погрузила публику в состояние эйфории.
| ГСО РТ |
А дальше…На сцене появилась Симона Кермес и – понеслось! Пожалуй, то, что показывала нам немецкая «барок-звезда», очень плохо ложилось в рамки привычного академического вокального исполнения. Причем во всем, начиная от внешнего вида, сценического поведения и заканчивая вокальной манерой (певица с плотным звучным голосом решила убрать из своего вокала все лишнее и сосредоточилась на энергичности и мощи вокальной подачи, благо природные данные ей это позволяют).
| Симона Кермес Сладковский ГСО РТ |
Симона, ростом под стать маэстро Сладковскому (а рост у него, скажем так, немаленький) вышла уже под первые такты арии размашистым шагом, покачиваясь на высоченных каблуках, но умудряясь оставаться в стабильной позиции (впрочем, может, и неудобной, но публика этого не замечала), переглянулась с дирижером и выдала такие фиоритуры, при этом подтанцовывая, что зал замер от неожиданности. Это действительно было странно – какой-то разрыв образа и звука: убрать звук – ну чисто дискотека 80-ых…А между прочим, ария Оронта из оперы «Митридат» барочного итальянца Никола Порпора – вещь серьезная. Тем не менее, драйв и непосредственность певицы в сочетании с безукоризненным стилем оркестра, филигранно ведомым Александром Сладковским, сделали свое дело – публика завелась. После «боевой» арии Оронта оркестр, уже без Симоны, чудесно исполнил небольшую увертюру к «Альцине» Генделя.
| Александр Сладковский |
Звук – потрясающий, словно вдруг очутился в лесу, после только что пролившегося дождя, и вдыхаешь эту живительную свежесть всей грудью. Что удивительно, увертюра была исполнена на одном дыхании - казалось, оркестр – это один организм. Потом вышла Симона и Гендель снова предстал перед нами в виде хорошо известной и любимой многими арии Альмирены из «Ринальдо». Ах, какое там было соло виолончели! Голоса сопрано и инструмента сливались в тончайшем благозвучии, поддержанные деликатными всплесками клавесина. От этой пронзительной тоски и нежности захотелось рыдать.
| Оркестр Республики Татарстан |
А оркестр, чуть переждав бурные аплодисменты, уже погрузился в следующее произведение – арию Арбаче из оперы Риккардо Броски «Артаксеркс», которую не успели даже объявить. Известно, что Броски ее сочинил как вставную арию к опере Хассе «Артаксеркс», для знаменитого певца-кастрата Фаринелли, своего брата и, конечно, ария эта предполагала сверхвиртуозное владение голосом и умение легко переходить в различный голосовой диапазон. Но Симоне, кажется, все было нипочем: помогая себе движениями, руками словно отбивая такт, певица бесстрашно забиралась в самый верхний регистр и так же смело бросалась вниз, демонстрируя все возможности своего плотного голоса. Маэстро Сладковский мастерски руководил процессом: то легко придерживал своих подопечных, то отпускал оркестр в роскошное тутти.
|
Сорвав свою порцию законных аплодисментов, Симона удалилась за кулисы, а оркестр усилил состав до обычного симфонического – нас ждала Увертюра к «Вильгельму Теллю» Россини. И снова виолончельная группа заставила затаить дыхание от восторга. А флейта! А фаготы, кларнеты, гобои, а альпийский рожок! Это был праздник какой-то, а не увертюра. Такого звучания заигранного до оскомины произведения мы давно не слышали. Ошеломляющий уровень исполнения, щедро приправленный энтузиазмом музыкантов, добавьте к этому удивительную гармонию взаимопонимания и самозабвенное восхищение музыкантов своим дирижером – тогда получится то, что мы услышали в этот вечер в Концертном зале им.Чайковского. Могу только добавить, что оркестр Татарстана, после пяти лет работы с ним Сладковского, радует меломанов не только невероятно возросшим мастерством и потрясающим качеством звука, но и тем особым воодушевлением, которое и в столичных оркестрах встретишь, увы, не всегда…
|
Закончилось первое отделение арией Линды из оперы Доницетти «Линда ди Шамуни», которую Симона спела так, что, казалось, воздух сейчас взорвется. Было совершенно очевидно, что исполняемое произведение ей очень и очень нравится – певица резвилась в звуках, с видимым удовольствием покоряя самые верхние ноты.
|
Антракт пролетел незаметно, и второе отделение открылось увертюрой к «Севильскому цирюльнику» Россини. И снова оркестр был безупречно хорош, так же, впрочем, как и в остальных симфонических фрагментах – в увертюрах к «Силе судьбы» Верди и в увертюре к «Кандиду» Бернстайна. Идеальная гармония всех групп, чистота и выразительность интонации, отточенный баланс звучания и то, что добавляет изюминку в исполнение – вдохновенное дыхание оркестра, регулируемое точной рукой дирижера, все это присутствовало весь вечер на сцене. Ну, а группу духовых хотелось бы выделить особо. Что с ними делает маэстро Сладковский, что они так безукоризненно, ну просто до неприличия, хороши? Это же мечта, а не духовики..
| Симона Кермес |
Возвращаясь к Симоне Кермес. Так же темпераментно и эмоционально, как и предыдущие, певица исполнила арию Аменаиды из «Танкреда» Россини, постепенно подбираясь к веку современному – через «Разбойников» Верди (ария Амалиии) к «Кандиду» Бернстайна (ария Кунегунды). И тут следует заметить, что, несмотря на явную шлягерность и почти попсовый характер некоторых номеров, благодаря маэстро Сладковскому, обладающему высочайшим дирижерским мастерством и харизмой, а также чувством юмора, программа удержалась в рамках классического концерта, практически балансируя на грани кроссовера. Словно гипнотизируя оркестр, солистку, публику Александр Сладковский тактично и изящно провел весь концерт, ни разу не уклоняясь в сторону кича.
|
Бисы стали отдельной – фактически третьей полноценной – частью программы. Поблагодарив публику по-русски («Спасибо большой!»), Симона перешла на родной немецкий, а Александр Сладковский поработал еще и переводчиком. Заявив, что она была сегодня «не очень академична», Симона вдруг воплотилась в куклу Олимпию из «Сказок Гофмана» Оффенбаха.
Олимпия ожила и решила познакомиться поближе с московской публикой, спрыгнув со сцены в партер. Естественно, восторгу публики не было границ. Игровой элемент закончился тем, что для «возврата» беглянки на сцену Сладковскому пришлось поднимать ее обратно. А на второй бис Симона подарила самое что ни на есть «академичное» и трогательное исполнение песни Монтеверди Si dolce e’l tormento. Был и третий бис – погас свет, и перед уже расходящейся публикой предстала плачущая Дидона из оперы Перселла «Дидона и Эней».
|
На этой щемящей ноте и завершился незабываемый вечер с Симоной Кермес, оркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским. Конечно, кто-то будет попрекать немецкую певицу в излишней раскованности, в плоском звуке, в однообразном пении на дыхании, в перекосе в сторону «рок-барок-вокал». Но если на сцене царят живые эмоции, волшебная музыка и артистизм высочайшей пробы, зачем ограничивать это жесткими рамками и вешать ярлыки? А всем участникам февральского концерта – искренняя благодарность. Вы были великолепны. Кстати, зрители выходили из Концертного зала им.Чайковского, светясь от удовольствия, с улыбками на лице. А это – самый верный показатель успеха.
| Александр Сладковский |
Ирина Шымчак
Фото автора
Источник: http://muzklondike.ru/events/simona_kermes_aleksandr_
sladkovskiy_orkestr_respubliki_tatarstan_vystupili_v_moskve
|