— Я до сих пор под впечатлением такого терпкого, сочного начала симфонии, — говорит звукорежиссер всего проекта, ангажированный у Мариинского театра, Владимир Рябенко, — это важно, когда все выступают одним фронтом, с одной идеей и в едином пространстве. И я приятно поражен собранностью и сыгранностью Госоркестра Республики Татарстан: люди желают работать, искренне хотят все сделать на высочайшем уровне. Такой драйв!
...Лауреаты Конкурса им. Чайковского приедут в Казань на запись шести концертов Дмитрия Дмитриевича; записи 13-й и 14-й симфоний пройдут при участии солиста Большого театра Петра Мигунова, а также Натальи Мурадымовой (солистка музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко). Плюс, разумеется, нужен был большой хор, коим стал коллектив Льва Конторовича «Мастера хорового пения».
— Записать все концерты и симфонии на «Мелодии», — говорит главный дирижер Александр Сладковский, — задача для нас и репутационная, и историческая. И я рад, что погружаюсь в это невероятное путешествие по любимому композитору.
До сего дня ни один из российских оркестров не осуществил записи антологии полного цикла симфоний и инструментальных концертов Шостаковича. И сам факт того, что для этих целей был выбран региональный коллектив, говорит о том, что именно в Казани существует оркестр, способный взяться за целые циклы партитур такого уровня сложности.
...Атмосфера на сцене — невероятная и странная одновременно. Многие оркестры закрыли сезон, август — самый отпускной месяц. А тут идет чуть ли ни главная работа в музыкантской жизни; тем более что играть на запись куда более нервно и напряженно, чем «выстреливать» на концерте. Да и многие из записываемых произведений до сего момента не входили в репертуар оркестра.
— Недавно некий оркестр получил «Грэмми» за исполнение Десятой симфонии Шостаковича, — комментирует Владимир Рябенко, — но вот я даже не знаю — за что там дали это «Грэмми»? Оркестр играет причесанно, но ни о чем. Они просто изображают ноты, никакого Достоевского не читали, какая у нас была жизнь — не знают. Честно, чисто, вместе, но это не музыка. А здесь, в Казани, каждый кусочек Десятой пропитан живой жизнью и смыслами. Шостакович очень любит время, любит в нем музыкально существовать, строит его. И при этом вдруг время разрезается какими-то феерическими взбрыками и неистовствами... и оркестр чувствует все эти нюансы. Открою маленькую тайну: без дирижера это невозможно.
И в самом деле — Госоркестру РТ вместе со Сладковским нужно было пройти пусть и короткий во времени (лет пять), но очень насыщенный и концентрированный путь, чтобы выбиться в оркестровую элиту России. Теперь (до 7 сентября) они будут брать еще один рубеж. Невероятный, изматывающий, но прекрасный марафон, награда за который — забвение или вечность.
|