Началось все в меру торжественно – без лишней помпезности. Намечавшуюся пресс-конференцию заменили пресс-подходом. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем обращении пожелал всем участникам форума успехов, неиссякаемого вдохновения, любви благодарных зрителей и новых музыкальных свершений, а всем гостям – незабываемых впечатлений от соприкосновения с миром прекрасного. Арт-директор фестиваля музыковед и музыкальный критик Вадим Дулат-Алеев вкратце познакомил собравшихся с историей создания и исполнительской судьбой произведений, вошедших в афишу «Мираса». И на подиум поднялся – нет, взлетел! – маэстро.
Три вечера будет звучать музыка лучших татарских композиторов прошлого и настоящего – Назиба Жиганова и Салиха Сайдашева, Мансура Музафарова и Александра Ключарева, Луизы Хайрутдиновой и Мирсаида Яруллина, Рената Еникеева и Рашида Калимуллина, Масгуды Шамсутдиновой и Резеды Ахияровой. Три разных по манере дирижера поочередно встанут за пульт – Александр Сладковский, Рустем Абязов и Айрат Ишмуратов. И на все три вечера билеты уже раскуплены почти полностью. Это и не удивительно – на этот раз оркестр перелистает страницы музыкальной энциклопедии национального искусства без каких-либо искажений и купюр.
|
Инициатором проведения фестиваля «Мирас», что переводится как «Наследие», стал главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. Казалось бы, идея эта лежала на поверхности – как в Татарстане не быть фестивалю татарской музыки? – однако, только в прошлом году начался своеобразный смотр музыкальных достижений нашей республики.
– У музыки нет национальности, но есть исторические корни, о которых нельзя забывать, – пояснил Сладковский. – Произведения татарских композиторов очень самобытны, красивы, колоритны и стилистически самоидентифицированы. В этом году, кстати, мы отмечаем восьмидесятилетие татарской симфонической музыки – в 1937 году на открытии Татарской государственной филармонии впервые прозвучала Первая симфония Назиба Жиганова. И моя цель – сохранить то, что создал Жиганов.
В первый вечер фестиваля, конечно же, звучали произведения родоначальника национальной симфонической музыки. Наверное, не будет преувеличением сказать, что из творчества этого композитора вышел весь татарстанский симфонизм.
– У Жиганова в истории татарской музыки особое прошлое. Он был безусловным лидером. Союз композиторов Татарстана, симфонический оркестр, консерватория – это фундаментальные основы и опоры музыкальной культуры Татарстана XX века, и все они связаны с именем Назиба Гаязовича, – размышлял Вадим Дулат-Алеев. – А ведь еще он и самый плодотворный татарстанский симфонист. Девятая симфония, которая открыла нынешний фестиваль, как мне кажется, самое теплое и жизнелюбивое из всех его сочинений.
Удивительно романтичным, трогательным, интимным и теплым был и выбранный Александром Сладковским стиль дирижирования. Маэстро на глазах у публики продемонстрировал свою любовь не только к исполняемым произведениям, но и к каждому в отдельности исполнителю. Музыка в его интерпретации бережно обнимала слушателей и вкрадчиво нашептывала им слова нежности и умиления.
Замечу, что и Девятая симфония, и симфоническая поэма «Кырлай», и сюита «Симфонические песни» прозвучали именно в том виде, в котором их задумывал автор.
– Ровно тридцать лет назад вышла виниловая пластинка фирмы «Мелодия», на которой Девятая симфония и часть из сюиты «Симфонические песни» звучали в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Фуата Мансурова, – напомнил Дулат-Алеев. – И с тех пор целое поколение не имело возможности слышать их в живом звуке.
Нам повезло. Услышали.
Если Девятая симфония раскрывает гармонию человека, народа и мира в полифоническом звучании народных мотивов, это мудрое созерцание жизни во всем ее многообразии и красоте, то «Симфонические песни» и «Кырлай» – пример умения создать художественные контрасты, яркие перемещения национальных образов, сполна используя для этого возможности большого симфонического оркестра.
Долго не смолкали аплодисменты, вынудив оркестр повторить на бис финал «Симфонических песен».
– Имя Назиба Жиганова, так же, как имя Софии Губайдуллиной и Натана Рахлина, святое без всякого преувеличения. Невозможно было не увековечить имя Назиба Гаязовича. Каким образом музыканты это могут сделать? Создать фестиваль, назвать его именем человека, который им по-настоящему дорог, и любовно, душой исполнить его произведения, – подвел итоги первого вечера Александр Сладковский.
Конечно, на второй году проведения фестиваля преждевременно говорить о традициях, но уже какие-то общие черты отметить можно.
Во-первых, стремление представить национальную симфоническую музыку в ее историческом развитии. В первый вечер звучат сочинения Назиба Жиганова, во второй – представлены самые значительные произведения татарской оркестровой музыки, а в третий – сцена отдана молодым композиторам.
Во-вторых, стремление показать разнообразные дирижерские школы. На первом фестивале это были Александр Сладковский, Рустем Абязов и москвич, дирижер театра «Новая опера» Василий Валитов. На нынешнем – Александр Сладковский, Рустем Абязов и дирижер и композитор в резиденции камерного оркестра «Новое поколение» города Монреаль (Канада), уроженец Казани Айрат Ишмуратов.
Еще два вечера впереди, еще две странички фестивальной жизни. Но уже сейчас понятно, что он удался и на сей раз. А значит, будет и третий, и четвертый форум национальной симфонической музыки, без которой невозможно теперь представить мировую культуру.
Зиновий Бельцев.
Источинк: http://kazanreporter.ru/post/1995_sohranit-_to-_chto_sozdal_zhiganov
|