| «Белая сирень» расцвела «Весной священной» | Фото: Олег Тихонов
Вчера в ГБКЗ им. С. Сайдашева состоялся первый концерт международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проходит в седьмой раз, он учрежден художественным руководителем и главным дирижером ГСО РТ Александром Сладковским.
Два концерта
Надо ли говорить о том, что любимый публикой весенний фестиваль начался и будет проходить при аншлагах? На подступах к концертному залу стоял аромат сирени — многие зрители принесли с собой букеты этих таинственных, «врубелевских» цветов, и они напоминали об удивительной эпохе «серебряного века». Строчки Ахматовой «Где видел я персидскую сирень, и ласточек, и домик деревянный?» вертелись в голове.
Для тех, кто не в теме, поясним — название «Белая сирень» фестиваль получил в честь любимых цветов Сергея Васильевича. Кстати, авансцену украшали букеты белой сирени — приношения музыкантов великому композитору.
Авансцену украшали букеты белой сирени — приношения музыкантов великому композитору
Первое отделение было трудным и опасным. Словно художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский специально решил начать и сам фестиваль, и его первый концерт со сложных рахманиновских полотен. Первое отделение «Белой сирени» этого года включало в себя два концерта Сергея Рахманинова — Первый и Второй. В первом концерте солировал юный Иван Бессонов, во втором — Джордж Харлионо.
Первый концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, за который в свое время композитор получил много нареканий и упреков в неровности и некой подражательности ( в которой, что греха таить, часто можно упрекнуть молодых авторов), все равно это гимн молодости, пробуждающимся надеждам и новому миру, встречающему молодого человека.
Солировал в Первом рахманиновском концерте юный Иван Бессонов, обладатель множества наград первого уровня на молодежных конкурсах. Бессонов, безусловно, очень техничный пианист, правда, пока еще в силу возраста ему не хватает художественного опыта и эмоциональности. Впрочем, виртуозная техника пианиста искупает эти пробелы, которые через несколько лет не будут заметны.
Что касается Второго рахманиновского концерта, то здесь солистом был так же молодой пианист из Англии Джордж Харлионо, который, как и его русский коллега, в свои шестнадцать лет сумел получить первые места на многих престижных молодежных конкурсах.
Солировал в Первом рахманиновском концерте юный Иван Бессонов, обладатель множества наград первого уровня на молодежных конкурсах
Второй концерт Рахманинова — это, пожалуй, одно из самых популярных и часто исполняемых произведений. С ним композитор входил в новый век, он был полон надежд и планов, он сумел уловить это настроение, царившее в российском обществе. Красивый, выразительный Второй концерт был удивительным образом прочувствован пианистом.
Впрочем, подлинным героем вечера стали не солисты, а дирижер. Очень трудно соревноваться с Александром Сладковским в эмоциональности. Похоже, для любого солиста Сладковский с его ярко выраженной романтической природой и артистизмом будет невыгодным фоном.
Дирижер обладает поистине золотым качеством — он выходит на сцену максимально собранным, он не дает себе ни минуты на раскачку, маэстро с первых секунд появления на сцене, еще до первого взмаха палочки — уже в образе, в той стихии музыки, что ему сейчас предстоит дирижировать.
И ведомый им оркестр, сыгранный, породистый, кажется, слушается даже взмаха его ресниц. И романтическая музыка Рахманинова была прочитана и дирижером, и его оркестром с каким-то особым ликованием, с всплеснувшимся восторгом. «Вся восторг, вся весна», — писал в одной из ремарок к «Строителю Сольнесу» Ибсен. И этот «восторг и весну» в качестве определения, полагаю, можно позаимствовать для характеристики вчерашней работы ГСО РТ и дирижера.
Наступление весны
«Рапсодия на тему Паганини» открыла второе отделение концерта. Солировал так же юный лауреат многих конкурсов Сандро Небиеридзе из Грузии. Виртуозность Сандро, его техничность сочетается с тонким прочтением автора, пожалуй, из всех троих выступивших вчера солистов именно его «диалог» с Александром Сладковским был наиболее изысканно выстроен. Дирижер и пианист, словно два великолепных актера в драматическом театре, «подавали реплики» друг другу.
Вчера, и, думаю, это было не случайно, маэстро Сладковский пригасил в качестве солистов только входяших в искусство музыкантов. Не боясь ошибиться, можно сказать, что у всех троих — блестящее будущее. Впереди у них победы на крупнейших международных конкурсах и, конечно, вчерашние зрители еще не раз будут вспоминать, что слышали этих музыкантов в самом начале пути, когда их бережно патронировали и наш оркестр, и дирижер. Кстати, работали молодые пианисты без скидки на возраст.
Финал первого фестивального концерта был ярок «Весна священная» Игоря Стравинского, когда и оркестр, и дирижер могли показать и темперамент, и утонченность, и изысканность. «Легкость и подвижность» — вот, пожалуй, ключевые слова, которыми можно охарактеризовать работу ГСО РТ.
Впрочем, фестиваль только начался, и готовит нам еще немало прекрасных вечеров.
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/66599-belaya-siren-rascvela-vesnoy-svyaschennoy
|