Прошедший в Казани VII Международный Рахманиновский фестиваль «Белая сирень» продемонстрировал чрезвычайно высокий, мировой уровень Государственного симфонического оркестра Татарстана. Как сказал в своем приветственном слове фестивалю митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: «Когда меня направили в Казань из Ульяновской области, я случайно встретился с Гергиевым и сказал ему об этом. Он сообщил мне, что в Казани есть дирижер Сладковский, очень высокого класса, и в этом смысле мне повезло, я люблю хорошую музыку. «Неужели как вы дирижирует? » - переспросил я. «Практически почти как я и развивается, пик еще впереди», - ответил Гергиев». Денис Мацуев на фестивале был, как всегда, на уровне. Плотное, мощное, и при этом ювелирное исполнение, причем, с «мацуевским» азартом, видно было, что Мацуев от концерта в Казани испытывает огромное удовольствие. По существу, мы последние несколько лет наблюдаем плодотворный для Казани тандем Мацуев-Сладковский. В ложе кроме митрополита Феофана сидел и мэр Казани Ильсур Метшин. Сладковский поздравил митрополита Феофана с прошедшим в мае юбилеем и сообщил, что для оркестра специально отлиты колокола от пудового до 5-ти пудового, и они будут играть в честь митрополита. Была исполнена увертюра Чайковского «1812», исполнение посвящалось юбилею митрополита Феофана. В увертюре «спорили» две музыкальные темы - «Марсельеза» и «Боже, царя храни». Понятно, что при коммунистах увертюра была под негласным запретом, французская «Марсельеза» у Чайковского проигрывает российскому царскому гимну. Митрополит объявил о награждении Александра Сладковского и Дениса Мацуева орденами иконы Казанской Божией матери. Настоящим открытием фестиваля стал 16-летний пианист из Англии Джордж Харлионо. Мать у него китаянка, и он продемонстрировал тончайшее исполнение классической музыки в стиле даосизма. По существу, Харлионо сделал европейскую классическую музыку даосской музыкой. Китайская музыка очень метафизическая, известно, что в Китае применялись тончайшие стеклянные инструменты и инструменты, где применялись звуки горящего огня. Но самым главным инструментом являлась душа человека, душа исполнителя. Поэтому обработки Харлионо не имеют аналогов по звуку, особой теплоте и насыщенности позитивной энергетикой и, самое главное, нематериальной тонкости. Большое впечатление произвел и ирландский пианист Барри Дуглас. Он великолепно исполнил 3-й концерт Рахманинова. Довольно элегически и меланхолично, если не сказать с каким-то особенным личным пессимизмом. Это было очень «осеннее » исполнение, наверное, изначально близкое к рахманиновскому. Великолепным было и исполнение 2-й симфонии Рахманинова талантливым польским дирижером Юреком Дыбау. Польское исполнение всегда очень «полетное», романтичное, всегда - о несбывшемся, причем, с настроением, что и не сбудется никогда, но всегда с чувством человеческого долга, внутреннего достоинства - да, конец не будет счастливым, но мы обязаны бороться, несмотря ни на какие обстоятельства. Россия с ее Октябрьской революцией, собственно говоря, попала в такой же переплет, как и Польша времен раздела и потери независимости. Казалось, надеяться уже не на что. Вспомним - СССР казался вечным. Но человек предполагает, а Бог располагает. Не зря неверие в свои силы считается грехом. Разочаровала пианистка-блоггер (95 млн просмотров) Валентина Лисица. Она украинка, живет в США и поддерживает Путина. Но политические характеристики, конечно, не имеют отношения к творчеству. Конечно, ее класс ниже, чем класс Мацуева, Дугласа или Харлионо. Да даже и молодой пианист из Петербурга Бессонов играл интереснее, чем Лисица. Бессонов, кстати, играл 1-й концерт Рахманинова, Лисица играла 4-й концерт Рахманинова. Девушка она, конечно, обаятельная, блондинка в ярко-красном платье, но многое построено на откровенном пиаре. Звук ее рояля был довольно «мейнстримовым», «разбросанным», в ней не угадывалось личности, а лишь попытка внешней эффектности, даже некоторая жажда успеха. Ей дирижировал испанец Сесар Альварес. Альварес десять лет был главным дирижером Томского симфонического оркестра. Увы, он тоже впечатление не произвел. Его «Симфонические танцы» Рахманинова были, наверное, самым худшим номером всего фестиваля. После фестиваля редакция попросила об интервью Александра Сладковского, худрука фестиваля и руководителя Государственного симфонического оркестра РТ.
- Александр Витальевич, меня поразило исполнение на «Белой сирени» Джорджа Харлионо 2-го концерта Рахманинова. Очень необычное и тончайшее.
|
- Отец у него чистокровный англичанин, мать азиатка. Большая доля восточных кровей. Он уже на репетиции стал показывать нечто, я сразу остановил репетицию и позвал к себе в кабинет. Он приехал вместе с отцом. Всегда с трепетом отношусь к творческой молодежи и понимаю, насколько опасно даже одной интонацией обидеть музыканта. Я ему сказал, что он потрясающий пианист, но сейчас есть два варианта - либо ты будешь играть, как ты играешь, но это к Рахманинову имеет очень отдаленное отношение. Это твое видение, и я тебе буду просто аккомпанировать. Либо, если ты приехал в Россию, у тебя есть возможность получить мастер- класс и понять, как Рахманинова играют здесь. Я с удовольствием подскажу тебе, как нужно играть Рахманинова по стилю, так, как он есть, без всяких вычурностей и премудростей. И каких-то фальшивых экспрессий. У него поначалу был шок. Но отец ему сказал - слушай. Отец сказал мне - разное прочтение, как разные языки. Мы слышим так, но нам, конечно, интересно, как слышат русские. Я не спорил с их прочтением, но есть традиция, которой уже много лет, поверьте, я ничего плохого вам не подскажу, сказал. В общем, мы пошли на компромисс. Мы пошли навстречу друг другу. В чем прелесть таких фестивалей - в том, что возникает диалог, при котором солист и дирижер должны друг друга понять и почувствовать. Чтобы на фестивале это выразилось к максимально совершенному исполнению.
- Он удивительный музыкант. Это действительно было англо-китайское прочтение Рахманинова, интересный синтез. Эти две цивилизации и сами непросто взаимодействуют, даже полярны, и, с другой стороны, они, конечно, обе «отрицают» русскую традицию. Кстати, англиканская церковь одно время пыталась найти общие моменты с православной церковью в противовес католичеству. В исполнении получился сплав трех цивилизаций - и это было необычно.
- Я знаю, как это играется в Москве и Петербурге, и стремился, чтобы Харлионо погрузился в русское прочтение Рахманинова.
- Харлионо в соответствии с каким-то музыкальным даосизмом и элементами дзен-буддизма, отказался от мощи произведения ради его пронзительной тонкости. Поразительный эксперимент. Вам нужно сказать спасибо за приглашение в Казань юных талантов, которые явно будут ведущими солистами мира в ближайшем будущем. Это не просто украшает фестиваль, наверное, и молодым гениям Казань запоминается, как некая первая любовь, первый успех. И их будет тянуть сюда снова и снова. Все три пианиста - Харлионо, Бессонов, Небиеридзе, конечно, чувствовали друг друга и соревновались между собой. Они совершенно разные, и каждый выкладывается на максимум. Лисица - виден механический наигрыш, она играет «для пиара».
- По поводу молодых - сейчас виолончелистка Полина Яруллина делает мировую карьеру. Она играла у нас. Был молодой совсем студент Василий Степанов. Он начал ездить по миру. Мы наших молодых пианистов привлекаем, они играют с оркестром каждый год. Эти три пианиста на «Белой сирени» - лауреаты Мацуевского конкурса. Год назад они играли у него на Гранд Пиано Компетишн в Москве. Мацуев очень много делает для молодых музыкантов. Замечательный музыкант виолончелист Сергей Ролдугин много делает для молодых. Сергей Ролдугин приезжал к нам на первый Рахлинский фестиваль.
- Я помню его игру, звук совершенно незабываемый всех поразила его игра. У виолончели в принципе магический звук, сразу вырывает человека из этого мира. Это нечеловеческое соединение низких тонов, пожалуй, виолончель даже более магична, чем скрипка. В скрипке иногда слишком много человеческой, земной страсти.
- Мы с Ролдугиным играли в апреле концерт Дворжака, это было очень интересно. Его проект петербургского Дома музыки «Река талантов» - он делает отбор по всей России молодых ребят, и лауреаты этих конкурсов выступают в Казани ежегодно, уже четвертый год. Мы также опекаем Молодежный симфонический оркестр.
- Публика всегда, как алчный зверь, жаждет нового, и у нее динамично меняются интересы, молодые музыканты, которых вы приглашаете, всегда демонстрируют высочайший уровень. Это поразительно, этот тщательный творческий отбор, который проводят Мацуев и Ролдугин. Бессонов тоже произвел впечатление и по технике, и по внутренней энергии.
-Крепкий мальчик, он еще и музыку пишет, кстати, и Небиеридзе тоже музыку пишет. Это очень хорошо. Рахманинов, как известно, был не только композитором, но и прекрасным пианистом. Светланов был чудесным композитором, мы его здесь исполняли на Конкордии. Хор студентов нашей Консерватории будет у нас петь рахманиновские «Колокола». Они в фантастической форме. Это произведение редко исполняется, монументальная партитура Рахманинова.
- Сезон кончился?
- Нет, он кончится только в июле. Мы летим в Женеву вместе с Мацуевым, представлять Россию в день 12 июня. 17, 18 июня мы играем на Кубке Конфедераций. Затем летим в Ригу, после 10-го июля перерыв, и 17 августа мы с президентом Миннихановым будем представлять республику на днях Татарстана. И прекрасная программа будет на Дне республики с дивными голосами. Хотелось бы, чтобы погода не подвела. 13 сентября будет абсолютная сенсация, потому что еще никогда в Казани Николай Цнайдер не выступал. Он будет играть концерт Брамса. Это уже открытие следующего сезона. Я очень рад, что он будет играть с нами. Это мастодонт мировой сцены.
- Что будете играть к столетию революции?
- Мы сыграем 12-ю симфонию Шостаковича, которая называется «1917 год». Конечно, раз в сто лет, такие вещи мы не пропускаем.
- Итоги сезона, которые запомнились?
- Во-первых, это запись всех концертов и симфоний Шостаковича. Инструментальные концерты уже вышли. Все симфонии будут готовы к сентябрю: мы будем их презентовать в Казани в сентябре. В Москве презентация пройдет в октябре. Это одно из наших главных достижений в прошедшем году. На втором месте выступление в Вене в Мюзикферайн, выступление в филармонии Мадрида с присутствием королевы Испании. Мы работаем в этом направлении и дальше. Следующая наша цель - Азия. Китай, Япония, Южная Корея. Как следствие выступления в Вене, это запись на канале «Меццо». Только в июне нас 40 раз показывают на телеканале «Меццо», в мае было около 20 показов. По контракту «Меццо » показывает Государственный симфонический оркестр Татарстана 80 раз по всему миру. Это гигантское достижение. Когда приезжаешь в Европу, нам говорят, мы вас слышали на «Меццо». Реакция людей совершенно другая, очень позитивная. Наша запись на «Меццо» в Мюзикферайн - это было непросто. Это все пошло в мир. Наши диски продаются в Париже, Берлине, Риме. Лейбл «Мелодии» - очень известный лейбл в мире. Мы дали 6 концертов по 4 странам Европы. Это большое завоевание сезона.
Беседовал Рашит АХМЕТОВ.
Продолжение следует.
|