Уже двенадцатый раз столица Приангарья становится ареной выдающегося музыкального праздника – фестиваля виртуозов «Звёзды на Байкале». Добрую дюжину лет Иркутск в погожие сентябрьские дни купается в незабываемых впечатлениях от встреч с мастерами классического исполнительского искусства, прославленными на весь мир. В эти пару недель иркутянам завидуют белой завистью меломаны самых избалованных зрелищами городов Европы. Такой волшебный подарок ежегодно преподносит нам наш земляк Народный артист России Денис Мацуев.
| Музыкальная лихорадка |
Фото: Комсомольская правда в Иркутске
Приветствуя иркутян на пресс-конференции за несколько минут до открытия нынешнего XII фестиваля, талантливый пианист признался, как всегда, что свидания с родным Иркутском для него особенно драгоценны. По его словам необъяснимая магия нашего города действует не только на него, здешнего уроженца, но и на тех, кто, однажды сыграв здесь, снова и снова с удовольствием возвращается к нам с новыми концертами.
Именно благодаря этому складываются сенсационно богатые программы фестиваля, многие участники которого становятся чуть ли не завсегдатаями звучащей феерии. Так, в 2017 году иркутскую сцену порадуют своим мастерством четыре оркестра, три из которых занимают самые высокие места на мировом музыкальном олимпе. Уже не впервые прибыли к нам камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета и государственный симфонический оркестр республики Татарстан с главным дирижёром Александром Сладковским. Уже в третий раз иркутский зритель встречает единственный в отечестве оркестр, удостоенный высокого звания Заслуженного коллектива России, - симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова. Для нас играют солисты планетарной популярности: скрипачи Граф Муржа из России и австриец Юлиан Рахлин , альтистка Сара МакЭлрави, отечественные дарования – Сергей Тарасов (фортепиано), Игорь Фёдоров (кларнет), Александр Ключко (фортепиано), ну, и, конечно же, сам главный волшебник фестиваля Денис Мацуев. В первую неделю фестиваля на подмостках областного центра также выступили молодые звёзды балета Большого театра, заслужившие шквал оваций.
В вечер открытия в музыкальном театре яблоку негде было упасть. Не только партер оказался до отказа заполненным, но, как всегда на излюбленном фестивале, не пустовали даже давно «обсиженные» ступеньки балкона. Блистательное созвездие музыкантов из Санкт-Петербурга во главе с великим Темиркановым и Денис Мацуев исполнили неувядаемый шедевр Рахманинова – фортепианный концерт № 2 До минор. Это дивное в своей динамичной экспрессии творение любимого композитора наш знаменитый пианист играл уже неоднократно. Но всякий раз виртуоз вместе с нами открывает свежие краски в его волнующей партитуре. Стихия переливчатого водопада звуков зачаровала зал, взорвавшийся после финала нескончаемыми овациями.
Во втором отделении оркестранты подарили нам «Симфонические танцы» Рахманинова. Это последнее произведение композитора, написанное им в Нью-Йорке в 1940 году. В то время он тяжело переживал разлуку с Европой, где гитлеровский режим уже развязал Вторую мировую войну, с дочерью Татьяной, оставшейся в оккупированном Париже. Музыка «танцев» полна драматизма, порой она звучит угловато, отрывисто, порой разливается тяжким рокотом. Маршевые фрагменты сменяются лирически-пасторальной темой прерванного мира, колокольный перезвон уступает кружению вальса, угрожающие аккорды вызывают скорбное соло нисходящих печальных мотивов. Вдруг вспыхивает мрачное зловещее скерцо, разворачиваясь в настоящий звуковой шабаш. Мы слышим какие-то шорохи, колокольные удары, страшные стенания – и, наконец, откровенный заупокойный плач. Он безраздельно царит дьявольской пляской смерти, но гаснет, побеждаемый уверенным мужественным началом. Следя за этой оркестровой драматургией, невольно вспоминаешь, что симфония – это драма, где актёрские роли адресованы инструментам. А если инструменты отборные и, к тому же, поют в руках первоклассных музыкантов, то разыгрываемая ими пьеса становится правдивее и ярче, чем сама жизнь.
Кипучие эмоции взрывали театр во время балетного гала-концерта 9 сентября. Десять ведущих солистов Большого театра поразили воображение зрителей фрагментами из балетов Чайковского и Глазунова, Хачатуряна и Щедрина, Прокофьева и Бизе. Дух захватывало от фантастической техники артистов, ставшей недосягаемой вершиной танцевального мастерства для всего покорённого мира. Невозможно объяснить, как преодолевается гравитация, исчезают естественные ограничения анатомии – и человеческое тело превращается в воплощённую музыку! В финале на сцене неожиданно появился рояль. Сопровождаемый восторженными возгласами, к инструменту стремительно вышел Денис Мацуев – и в невероятной манере бурлеска саккомпонировал зажигательной общей импровизации танцоров. Публика бесновалась от счастья.
Вдохновитель и хозяин фестиваля Денис Мацуев не устаёт повторять, что одной из самых важных задач этого масштабного явления следует признать рождение и развитие нового молодого зрителя, неоценимые вложения в формирование культурной физиономии Иркутска. С особенным удовольствием пианист подчёркивает показательные факты, когда городские таксисты рассказывают пассажирам программу двухнедельного музыкального торжества. По его словам, такие случаи имели место, причём, неоднократно. Подтвердить не могу. Но признаюсь, что самой приходилось отвечать на расспросы о концертах водителей, которые меня с них отвозили.
Иркутск захватила музыкальная лихорадка. Впереди у нас ещё выступления губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии, юных лауреатов конкурса Astana Piano Passion; неповторимый джазовый вечер с Даниилом Крамером, Валерием Гроховским и Игорем Фёдоровым; необыкновенный подарок от симфонистов Казани в союзе с испанским дирижёром Сесаром Альваресом и выдающимися испанскими солистами; роскошный оперный парад на закрытие фестиваля. Город утопает в чарующих звуках музыки. Всё преходяще, а музыка вечна.
|