(Казань, 15 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Телеканал «Культура» вел запись второго и финального концерта музыкального фестиваля Государственного симфонического оркестра Татарстана под художественным руководством Александра Сладковского «Денис Мацуев у друзей», который сегодня прошел в ГБКЗ имени С. Сайдашева. Ведущим программы выступил обозреватель канала Юлиан Макаров, сопровождавший все мероприятия фестиваля в течение двух дней.+
Как подчеркнул ведущий вечера, у родственно-музыкальных отношений оркестра Татарстана, его дирижера маэстро Сладковского и пианиста Мацуева сегодня первый по-настоящему серьезный юбилей: фестиваль в столице РТ проходит уже в пятый раз. Артисты каждый год балуют публику чем-нибудь особенным, и этот раз не стал исключением. В первом отделении без перерыва были исполнены два фортепианных концерта: № 17 Вольфганга Амадея Моцарта и № 4 Сергея Рахманинова. Перед тем, как пустить на сцену артистов, Юлиан Макаров рассказал гостям фестиваля о времени, в которое жили и творили композиторы.+
«Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник. Поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, не увядающего в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора», – процитировал он слова Дмитрия Шостаковича, открывая концерт.+
Эти слова в полной мере относятся ко всем произведениям Шостаковича, включая, конечно, все 27 фортепианных концертов, заметил журналист. С созданием именно 17-го концерта связана интересная история: во время написания концертов с 11-го по 19-й Моцарт много и плотно участвовал в «академиях» – публичных выступлениях, которые дали композитору возможность неплохо заработать. Его материальное положение стало настолько улучшаться, что он даже завел книгу доходов и расходов. Говорят, что в ней сохранилась запись о покупке необычайно одаренного скворца. По легенде этот скворец насвистал ему музыку финала 17-го концерта, и Моцарт написал настолько прекрасные вариации на эту тему, что не снились никаким райским птицам.+
«Что касается четвертого фортепианного концерта Рахманинова, то тут уже не до скворцов с их свистом и веселыми трелями. Это не лирическое, как другие концерты Рахманинова, а скорее практическое мироощущение. Мы слушаем редакцию концерта 1941 года. Далеко не солнечные чувства композитора связаны с неутихающими ощущениями надвигающейся катастрофы, мировая война начинает яростно набирать обороты. Поэтому основное настроение концерта – это торжественно прекрасный, но все-таки трагизм», – заключил обозреватель, уступая внимание слушателей оркестру и солисту.+
Цикл концертов дружественного союза Александра Сладковского и Дениса Мацуева, два дня гостившего в столице РТ, завершился премьерным для Казани исполнением музыки из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в редакции 1910 года.+
«В этом году во всем мире отмечают 130-летний юбилей композитора, оказавшего гигантское влияние на всю музыку XX века. Но вот что интересно: если бы 111 лет назад не было всего лишь одного предложения о сотрудничестве, на которое живо откликнулся никому тогда неизвестный тот самый композитор, с большой долей вероятности мы могли бы говорить о том, что имя его так и осталось бы предметом знания лишь узкого круга специалистов, – сказал Макаров. – Предложение исходило от Сергея Дягилева, а его не зря называли "открывателем талантов". И одним из главных открытий его жизни был 27-летний ученик профессора Санкт-Петербургской консерватории – Игорь Стравинский».+
На одном из проходных концертов в Петербурге Сергей Дягилев услышал о Стравинском и запомнил его музыку, хотя она вовсе не пришлась по вкусу аудитории. Спустя какое-то время в 1909 году композитор получил от Дягилева телеграмму из Парижа с предложением написать музыку на уже готовое либретто балета «Жар-птица» с хореографией Михаила Фокина. Он с головой окунулся в работу и уже через год летом 1910 года в парижском Grand Opera состоялась премьера, вовремя пришедшаяся на второй год знаменитых «Русских балетных сезонов».+
«Я вам скажу, та еще была премьера. Можете себе представить, как дрожали руки, какая была сумасшедшая степень ответственности, по тому, что в зале находились Клод Дебюсси, Морис Равель, Марсель Пруст <...>. Успех был сенсационный, оглушающий. В один день никому не известный русский композитор прославился на всю Европу, на весь мир, навсегда», – заметил Макаров.+
Напомним, первый день фестиваля , 14 октября, запомнился публике целым «парадом казанских премьер», теплой встречей двух старинных друзей, исполнением полюбившегося Денису Мацуеву Второго концерта Родиона Щедрина и откровениями пианиста о проекте телеканала «Россия» – «Синяя птица» и о судьбе швейцарского имения Рахманинова «Сенар» . Сегодня днем в Казани также прошел концерт стипендиатов межрегионального благотворительного фонда «Новые имена» имени И. Вороновой, на котором президент организации Денис Мацуев назвал имена новых стипендиатов фонда из числа воспитанников школ Татарстана.+
Источник: http://kazan.monavista.ru/news/2289661/
|