В ГБКЗ им. Сайдашева сейчас звучат произведения одного из главных музыкальных авангардистов мира. 83-летний Кшиштоф Пендерецкий лично приехал в Казань на открытие фестиваля Concordia и даже заменит на один вечер за дирижерским пультом ГСО РТ Александра Сладковского, лично пригласившего живого классика в столицу Татарстана. А сегодня днем Пендерецкий общался с журналистами: порадовал присутствующих репликами на русском, отвесил комплименты татарстанским «симфоникам» и вспомнил Софию Губайдулину.
«Я ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВ ПРИЕХАТЬ СЮДА»
В эти минуты в ГБКЗ им. Сайдашева продолжается открытие VII международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Этот ежегодный фест, представляющий богатую палитру современного музыкального пространства, стал одной из фишек Государственного симфонического оркестра РТ и лично Александра Сладковского. Кстати, сегодня сам маэстро не выйдет на сцену, что, впрочем, в любом случае позволяет ему чувствовать себя победителем, поскольку директор и худрук оркестра заполучил к себе на один вечер выдающегося композитора, которого многие называют живым гением, — Кшиштофа Пендерецкого.
В пятницу днем знаменитый музыкальный авангардист в компании со Сладковским предстал перед журналистами. 83-летний Пендерецкий оказался невысокого роста очень обаятельным и интеллигентным пожилым мужчиной, явно понимавшим без переводчика вопросы, которые ему задавали представители прессы, и даже периодически выдававшим реплики на русском языке.
Как сказал худрук ГСО РТ, любой приезд в Россию Пендерецкого — это сенсация. «Приезд маэстро всегда вызывает огромный интерес, и для меня огромная честь приветствовать господина Пендерецкого в Татарстане. И я очень рад, что все наши планы задуманные сбываются. Поэтому передаю слово маэстро». «Я хочу сказать, что очень счастлив приехать сюда, потому что я нашел превосходный оркестр: мы пообщались буквально 10 минут — и сразу произошел контакт с вашим оркестром, потому что они очень хорошо играют, они понимают мою музыку», — таким был ответный реверанс выдающегося поляка. «Она, возможно, непростая, но они чувствуют ее дух. А это редко бывает», — последнюю фразу композитор произнес по-русски. «Это правда», — добавил Сладковский.
В Казани сегодня, кстати, впервые в нашем городе, звучат Концерт для скрипки с оркестром №2 «Метаморфозы» (солистка — кореянка Е-Юн Чой) и Четвертая «Парижская» симфония Пендерецкого. «Первым будет скрипичный концерт. Дирижером будет мой ассистент, он приготовил все для оркестра», — сказал гость столицы Татарстана. «Во втором отделении появится сам маэстро. Мне кажется, это будет еще интереснее с точки зрения драматургии концерта», — приоткрыл завесу тайны вечера пятницы Сладковский.
Александр Сладковский: «Я думаю, что это похоже на историю с Гектором Берлиозом. Всем известно, что, когда гений опережает время, его не всегда понимают. Берлиоза тоже не хотели играть»
«ЕГО МУЗЫКА СОЗДАНА НЕ ИЗ ТОНОВ, А ИЗ ЗВУКОВ»
Худрук ГСО РТ сообщил, что у композитора и режиссера было три репетиции с оркестром. «Вы уже сказали, что музыканты прекрасно понимают вашу музыку. Но как вам работалось на репетициях с казанским оркестром?» — последовал вопрос. «Я сказал уже, что очень хорошо. Они понимают мою музыку. Я также хотел сказать, что сейчас редко можно найти такой оркестр, который с самого начала может так понимать музыку и который так хочет играть. С первых репетиций в исполнении ошибок практически не было. И очень приятно ощущать, что они помогают создавать атмосферу этой музыки», — сообщил Пендерецкий. Живой классик сказал, что это его первый визит в Казань: «Мне удалось увидеть не так много, так как у нас было не очень много времени. Но Казань — прекрасный город, и он мне понравился».
Про Пендерецкого, чья композиторская звезда яркого авангардиста взошла еще в 60-е, говорят, что его музыка «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для Пендерецкого стало расширение музыкальных средств нетрадиционным путем и как следствие — достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. В сочинениях с хором композитор применяет разного рода свисты, крики, шепот, возгласы; характерны также многообразные звуковые эффекты, извлекаемые из струнных инструментов, — удары по ним, постукивания, трение и т. д. Особенности партитуры композитора приводили и к разнообразным трениям автора с музыкантами. Об этом и был вопрос «БИЗНЕС Online».
«Александр Витальевич, стал настоящей легендой тот факт, что музыканты отказывались играть музыку господина Пендерецкого, потому что она была настолько сложна, что они боялись за свои инструменты. А ваши музыканты не боятся?» — спросил наш корреспондент. Гость Казани понял вопрос без перевода, но Сладковский попросил дать право ответа ему. «Пендерецкий — сам легенда... Но наш оркестр, мне очень приятно, что маэстро это отметил, настолько воспитан и не просто играет с листа. Дело в том, что ни одну программу мы не играем, не выучив ее заранее, — почему мы и играем на таком качественном уровне. И чем современнее музыка, тем сложнее ее прочитывать и тем больше она требует подготовки. Все это было у нас, поэтому возник такой контакт», — сказал руководитель татарстанских «симфоников». «Моя музыка меняется и очень сильно. Музыка, которую я писал в 50 - 60-х годах, была очень сложной, очень новой, авангардной, и много раз оркестры отказывали ее играть, говоря, что она портит инструменты».
— Я думаю, что это похоже на историю с Гектором Берлиозом. Всем известно, что, когда гений опережает время, его не всегда понимают. Берлиоза тоже не хотели играть, — заметил Сладковский
— Не только Берлиоза, — сказал вновь по-русски Пендерецкий.
— Но и Пендерецкого, — под общий смех заключил маэстро из Казани.
Последний вопрос касался той, чье имя носит Concordia. «Он посвящен Софии Губайдулиной, которая родилась в Казани, для нас это очень большое имя. Что бы вы сказали про ее музыку?» — спросила журналистка. «На Западе София Асгатовна хорошо известна, она один из самых исполняемых российских композиторов после Шостаковича и Шнитке», — заметил ее легендарный коллега.
Эльвира Самигуллина
Фото: Сергей Елагин
Видео: Сергей Елагин
|