| В Казань примчался «Всадник на белом коне» |
|
В Казань примчался «Всадник на белом коне» |
Фото: vk.com
На Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной прошел очередной концерт, познакомивший слушателей с новейшими музыкальными веяниями. Его «фишкой» стал приезд альтиста Юрия Башмета. Подробности — в материале «Реального времени».
«Там есть музыка»
В Казани продолжается Международный фестиваль «Конкордия». На этот раз концерт посетил Юрий Башмет. Во время традиционного пресс-подхода Башмет отметил, что ему посвящено более пятидесяти сочинений. «Около десяти из них прошли испытание временем, и я могу исполнить их хоть сегодня», — отметил альтист. К таким сочинениям он отнес произведения, посвященные ему Софией Губайдулиной, Альфредом Шнитке, Александром Чайковским, Гией Канчели.
Удивительно, что в этот ряд всемирно признанных композиторов, тех, кто диктует музыкальную моду в этом столетии, Башмет поставил и молодого композитора Кузьму Бодрова, выпускника Московской государственной консерватории, ученика Александра Чайковского. Напомним, что «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — это визитная карточка Государственного симфонического оркестра РТ.
Про концерт для альта с оркестром Кузьмы Бодрова Юрий Башмет сказал, что «там есть музыка». По мнению альтиста, говорить сейчас о кризисе в симфонической музыке не стоит, интерес к ней есть, и большой. Один из примеров — Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» в Казани, которому уже семь лет. Его проводит ГСО РТ, и инициирован он главным дирижером и художественным руководителем татарстанского оркестра Александром Сладковским.
Все концерты фестиваля проходят при аншлагах, таковым был и субботний концерт, о котором идет речь. В принципе, учредив такой фестиваль, ГСО РТ как бы вернул в Казань Софию Губайдулину, чья музыка до этого звучала здесь нечасто. И вместе с этим казанская публика получила возможность слышать музыку современных композиторов, которая тоже до «Конкордии» в Казани исполнялась от случая к случаю, и исполнение нельзя было назвать качественным.
По мнению Юрия Башмета, говорить сейчас о кризисе в симфонической музыке не стоит, интерес к ней есть, и большой
«Женщина номер один» и другие
Софию Губайдулину называют «Женщиной номер один в современной музыке». Она проста и сложна одновременно, она почти что затворница, которую мало занимает суетность века. Несколько лет назад, став христианкой (Губайдулина сделала это, естественно, не из-за моды), она обрела новую, более близкую и понятную ей философию, что отразилось в ее музыке.
В субботнем концерте прозвучали два сочинения Софии Губайдулиной — культовый «Всадник на белом коне» для оркестра и органа и одно из ранних сочинений — «Поэма-сказка».
«Всадник на белом коне», написанный в 2002 году и посвященный Валерию Гергиеву, восходит к интермедии «Страстей по Иоанну». Сложная, философская музыка была прочитана стоявшим за дирижерским пультом Александром Сладковским как библейское послание о концах и началах, как нравственное послание композитора слушателям.
Дирижер здесь — проводник воли автора, но одновременно и его единомышленник. Маэстро удалось «расшифровать» все скрытые месседжи Губайдулиной, сделав это страстно и темпераментно.
В концертной программе были представлены два новых для казанцев имени — это Антон Танонов и Кузьма Бодров, о котором речь шла выше. Их сочинения исполнялись в Казани впервые. Концерт для альта с оркестром Бодрова, посвященный Юрию Башмету, исполнялся во второй раз, впервые он прозвучал на фестивале Башмета в Сочи. Автор учел все замечания, и в субботу казанская публика услышала вторую редакцию концерта, которую можно считать премьерой.
В субботнем концерте прозвучали два сочинения Софии Губайдулиной — культовый «Всадник на белом коне» для оркестра и органа и одно из ранних сочинений — «Поэма-сказка»
Концерт Бодрова яркий, образный, солируя в нем, Юрий Башмет захлестывал зал своим темпераментом. Альт в его руках, казалось, отзывался на тончайшие движения души музыканта. Кстати, сам композитор присутствовал в зале во время концерта.
Первая симфония Антона Танонова, это тоже было первое исполнение сочинения в Казани, — образец сочетания академизма и современных направлений в музыке. Танонов — ученик Слонимского, выпускник консерватории в Санкт-Петербурге, где сейчас заведует кафедрой.
Таким образом, Александр Сладковский собрал в концертной программе современных композиторов разных поколений, показав один из срезов современной музыки. Но «Конкордия» еще продолжается, так что ГСО РТ готовит нам немало «открытий чудных».
Татьяна Мамаева, фото vk.com
Источник: https://realnoevremya.ru/society/culture/81336-v-kazani-prodolzhaetsya-festival-konkordiya
|