ДИРИЖЕР. ОН ЖЕ — РЕЖИССЕР
«Бойтесь желаний. Они исполняются», — говаривали некогда китайские мудрецы и европейские литературные классики. Сладковский выполнил свое давнишнее желание — поставил «Иоланту». Смело, остро, по сути являясь не только дирижером, но и режиссером, который выстроил даже при концертном исполнении взаимоотношения между героями оперы, отточил до блеска психологическую составляющую мотиваций персонажей. И разумеется, бережно отнесся к партитуре Чайковского. В его трактовке последняя опера Петра Ильича — лирическая драма с некоторым налетом мистики. Но у этой драмы неожиданно счастливый конец.
Вольно или невольно, но при исполнении «Иоланты» Сладковский если и не сыграл одного из персонажей оперы, то оказался как бы рассказчиком, который инициирует развитие сюжета. Его личное отношение к опере Чайковского сквозит в каждой музыкальной фразе, отточенной и изящной, драматической и романтичной.
Именно романтика сюжета оперы, этой средневековой легенды о дочери короля Рене, поэтика старинных замков, заросших розовыми кустами каменных ступеней, узких окон, за которыми мелькают силуэты дам, звуков рыцарских рогов — вот что делает «Иоланту» такой притягательной и для исполнителей, и для слушателей. Романтик Сладковский рассказывает публике романтическую легенду.
Но для Сладковского, какое бы произведение он ни дирижировал, важен подтекст, тайный смысл, идея, пусть и парадоксальная, заложенная автором в основу. В его «Иоланте» это — Божественный свет, который наполняет человека, испытавшего любовь. Христианская мысль, рожденная постулатом «Бог есть любовь».
«Иоланта». Концертное исполнение в Большом зале Московской консерватории
Бог познается через любовь, и человека озаряет свет, он начинает видеть мир во всем его многообразии. Полюбив, Иоланта прозревает. «Только влюбленный имеет право на звание человека», — эти слова Александра Блока можно было бы вынести в качестве эпиграфа к «Иоланте» Александра Сладковского.
ВСЕ «ЗВЕЗДЫ» СОШЛИСЬ
Уже в датах исполнения «Иоланты» ГСО РТ заложен некий подтекст. В Казани опера прозвучала 16 декабря. В Москве — 18 декабря. Именно в этот день 125 лет назад на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Иоланты». Опера шла в один вечер с «Щелкунчиком». Возможно, дело было в приближающемся Рождестве. Так что нынешняя «Иоланта» казанского оркестра — это тоже предрождественский подарок публике.
Александр Сладковский — плоть от плоти петербургской школы дирижирования, умеющий создавать атмосферу неповторимого петербургского стиля. И стиль, в котором оркестр исполнил «Иоланту», — изыскан. Маэстро собрал «звездный» состав исполнителей — Василий Ладюк (Роберт), Сергей Скороходов (Водемон), Вероника Джиоева (Иоланта), Пётр Мигунов (король Рене), хоровой коллектив Льва Конторовича.
Разумеется, формат концертного исполнения условен, но даже при этой условности в «Иоланте», как через флер, проступали контуры тщательно выстроенного спектакля.
Диалог двух рыцарей — взаимоотношения равных по благородству людей. Отношения Иоланты и Водемона, что отчетливо прочитывалось в дуэте, —трепетное зарождение любви, в какие-то мгновения еще неосознанной, но перерастающей в сильное чувство, которое может побороть многие преграды. Даже слепоту. Страсть, с которой Иоланта хотела видеть, поражала.
Красной нитью через «Иоланту» в трактовке Александра Сладковского проходит тема узнавания. Водемон узнает об истинных чувствах Роберта, король Рене узнает сильную натуру, которая до поры до времени не была заметна в его тихой и покорной дочери. Иоланта узнает себя и открывает мир. Трагедия слепоты отступает. Слад- ковский, стоящий за пультом, с помощью музыки словно заклинает тьму, в которой пребывает Иоланта.
Состав вокалистов безупречен: нежна Иоланта Джиоева, вначале робок, но потом целеустремлен Водемон — Скороходов, брутален блистательный Ладюк — Роберт, теплом веет от Мигунова — короля Рене. Цельность ансамбля солистов в «Иоланте» — одна из сильных сторон этого проекта.
Какие выводы можно сделать из концертного исполнения «Иоланты»? Во-первых, оперные постановки по силам ГСО РТ. Во- вторых, оркестр под управлением Александра Сладковского всерьез заявил о себе как о коллективе, вошедшем в первую пятерку российских оркестров. Без скидки на «региональность».
И дело не только в «Иоланте», а в том целенаправленном выстраивании репертуара, что совершается последние семь лет. «Иоланта» — это красивый и сильный аккорд ушедшего года. Исполненное желание. Маэстро опроверг слова Оскара Уайльда, отпустив мечту на свободу. Ведь для того, чтобы в жизнь вошло что-то новое, надо отпустить старое. Интересно, что же придет на место «Иоланты»?
Татьяна НАРЫШКИНА
|