| Александр Сладковский |
Первые три части полны предчувствия катастрофы и готовят грандиозный финал, где все буквально превращается в пепел. Видимо, поэтому Шестую симфонию принято называть «Трагической», хотя автор и не давал ей такого заголовка, однако, по утверждению дирижера Бруно Вальтера, так именовал ее в кругу друзей. «Малер писал о том, что жизнь страшна, и этот океан в два счета может тебя утопить, — отмечает Александр Сладковский. — И, конечно, торжество — как я это слышу — твоей личности в том, что ты способен найти в себе силы удержаться на волне». Полуторачасовое произведение и правда довольно тяжело для восприятия, особенно если слушатель не подготовлен. Однако нельзя забывать, что Сладковский любит размах, завышенные стандарты. Благодаря им оркестр растет, преодолевая трудности. «Шестая симфония — одно из самых масштабных сочинений, которые не всем оркестрам в принципе по силам, — подчеркивает Александр Сладковский. — Я надеюсь, что мы сейчас достигли такого состояния нашей творческой формы, что именно это сочинение нас выносит на еще более высокий уровень». На сей раз музыканты обращались с Малером как со «старым знакомым», общались с ним без переводчика — бегло и свободно, и оркестр звучал превосходно.
В Шестой перед дирижером стоит дилемма, какую редакцию выбрать: разница в порядке последовательности частей, а значит, в концепции симфонии. Маэстро выбрал ранний вариант, где после первой, мятущейся в страстях и поисках истины части, слушателю дается передышка, возможность воспарить под прекрасную музыку медленного анданте. Но мир страшного и безобразного возвращается в гротесковом скерцо, с его дразнящими синкопами, насмешливыми форшлагами и неожиданными сменами настроения. Последнее сражение между добром и злом разворачивается в финале. В симфонии нет позитивного перелома: мы становимся свидетелями, как энергия и силы постепенно иссякают, и композитор ставит горестную точку, не видя «света в конце тоннеля». Когда отзвучали последние аккорды, зал еще несколько секунд молчал, подавленный величием трагедии, и затем взорвался аплодисментами.
Успех персонального абонемента не остался незамеченным, и Московская филармония предложила ГСО РТ в новом сезоне проводить концерты под ее флагом. Запланированы «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Дон Кихот» Рихарда Штрауса с солистом Марио Брунелло (виолончель), Девятая симфония Брукнера.
Но это осенью. Пока же, с 2 июня по 7 июля оркестр проведет традиционный, уже восьмой, фестиваль «Белая сирень». На сей раз смотр состоится в рамках культурной программы чемпионата мира по футболу. В Казани выступят Денис Мацуев, Полина Осетинская, юные пианисты — лауреаты конкурса Grand Piano Competition. На вопрос, за кого будет болеть Александр Сладковский, дирижер отшутился: «Я спокойно отношусь к футболу. Обычно, когда я играю в команде с Денисом Мацуевым, то стою в защите и говорю по телефону. Из меня футболист никакой. Но собираюсь болеть за Станислава Черчесова, он замечательный человек, мой добрый знакомый. Я желаю ему прорывов и побед, и, конечно, успехов нашей сборной».
Евгения КРИВИЦКАЯ
Источник: http://portal-kultura.ru/articles/music/202971-ot-malera-do-mundialya/
|