Пять концертов в рамках мундиаля
В связи с проведением мундиаля пять концертов «Белой сирени» растянули по срокам до 7 июля, а не вместили в обычные две недели. Это сделано для того, чтобы татарстанский оркестр могли услышать также гости главного футбольного события года. Следующий концерт фестиваля состоится лишь 16 июня, в день первого матча футбольного ЧМ в Казани. Тем символичнее, что в этот вечер на сцене ГБКЗ будет солировать большой любитель футбола, посол ЧМ-2018, всемирно известный пианист Денис Мацуев, а за дирижерский пульт встанет маэстро Сладковский.
А на концерте-открытии фестиваля, который прошел при полном аншлаге, Государственным симфоническим оркестром РТ дирижировал народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», альтист Юрий Башмет. В первом отделении прозвучало одно из величайших и часто исполняемых произведений Рахманинова – концерт №2 для фортепиано с оркестром, солировал финский пианист, композитор и дирижер Олли Мустонен. Многие годы существует творческий союз Мустонена с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым. Также музыкант сотрудничает с Родионом Щедриным, который посвятил пианисту Пятый фортепианный концерт. Во втором отделении публика насладилась «Симфоническими танцами» Рахманинова.
В этот вечер зал был забит до отказа – меломаны, которым не достались билеты с местами, готовы были послушать музыкантов такого уровня, простояв весь концерт в проходе или просидев на лесенке. В качестве почетных гостей в ложе сидели первый замминистра культуры РТ Эльвира Камалова, глава управления культуры Казани Азат Абзалов, сам маэстро Сладковский, наблюдавший за работой своего оркестра со стороны.
Белая сирень – несмотря на холода
На сцене благоухали ветки белой сирени, поставленные в банки с водой (традиции не помешали даже аномальные для начала лета холода в Казани) – именно эти цветы очень любил Сергей Рахманинов. Поэтому фестиваль, посвященный памяти великого русского композитора, великолепного пианиста и блестящего дирижера, оставившего после себя огромное культурное наследие, был назван «Белая сирень». После исполнения «Симфонических танцев» зал встал. И первый крик «Браво» в адрес оркестра и дирижера раздался из ложи… от маэстро Сладковского.
«Конечно, когда я приехал в Казань – город Шаляпина, артиста, который всю жизнь тесно дружил с Рахманиновым, – то подумал: «Какая несправедливость. Шаляпинский фестиваль тут есть, а Рахманиновского нет». И создал фестиваль «Белая сирень». А дальше судьба распорядилась так, что Денис Мацуев привез на наш первый фестиваль в 2011 году внука, Александра Рахманинова: он согласился стать почетным президентом нашего фестиваля и благословил его. Мне повезло через одно рукопожатие приблизиться к Сергею Васильевичу…», – поделился в одном из интервью маэстро Сладковский.
В музыкантах оркестра – много страсти и заинтересованности
Незадолго до выхода на сцену Юрий Башмет признался, что музыка Рахманинова сыграла в его жизни огромную роль, а композитор продолжает бесконечно учить исполнителей своей музыкой.
«В свое время я был увлечен гитарой и группой The Beatles, но ходил в музыкальную школу. И вот на одном из уроков в школе нам поставили Второй фортепианный концерт, и я уговорил моего друга, чтобы он дал мне послушать пластинку с этим произведением. Поставил, слушал долго, потом разбудил папу и маму, которые уже легли спать, заставил их со мной слушать уже шестой или седьмой раз. Вот тогда я понял, что полюбил классическую музыку», — рассказал он.
В интервью нашему изданию приглашенный пианист из Финляндии Олли Мустонен отметил, что впервые выступает в Казани, а высочайшие отзывы о татарстанском оркестре он получил о композитора Родиона Щедрина.
«С маэстро Сладковским мы, к сожалению, не играли вместе, но знаем друг друга по мероприятиям в Москве. С Юрием Башметом мы сотрудничали неоднократно, — рассказал он. — Мне очень приятно выступать в Казани. Я был во многих городах России – в Перми, в Саратове, в Оренбурге, но еще ни разу – в Казани. Я с гордостью говорю, что мы хорошие друзья с великим русским композитором Родионом Щедриным, мы часто созваниваемся. И когда я упомянул, что еду сюда, он сказал: «О, это прекрасное место, оркестр очень хороший». Так что это, конечно, очень известный город, но я никогда не был здесь раньше. Это захватывающая смесь татарской и русской культур. Это очень исторически важный город, конечно».
По словам Мустонена, он очень впечатлен высоким уровнем Государственного симфонического оркестра РТ.
«Мне показалось, что у музыкантов оркестра много страсти. Это чудесно и именно то, что нужно, когда ты играешь второй концерт Рахманинова. Я вижу, что каждый в оркестре интересуется музыкой, открывает ей свою душу. Это было очень вдохновляющее сотрудничество».
Великая музыка Рахманинова — как массаж для рук
Собеседник признался, что Сергей Рахманинов является для него одним из величайших героев. «Он был одинаково великим композитором, пианистом, дирижером. Я тоже пианист, дирижер и композитор, и это модель, на которую я равняюсь. Рахманинов был одним из величайших музыкантов всех времен. Я считаю, что его музыку будут любить по всему миру, потому что она настолько честная, настолько глубокая, настолько проникновенная, что она вне времени. Это очень интересная полифония, вечная гениальность. И, конечно, он один из очень важных композиторов для меня. Я думаю, что этот концерт (второй) – один из величайших концертов, которые он написал», — считает он.
Олли Мустонен убежден, что музыка Рахманинова настолько потрясающе хорошо написана для фортепиано, что там нет ничего ненужного.
«Я думаю, что Шопен и Рахманинов – наиболее «фортепианные» композиторы. Другие композиторы – Брамс, Шостакович, Прокофьев – тоже писали чудесные произведения для фортепиано, но Шопен и Рахманинов – это вершина того, как ярко можно писать произведения для фортепиано. Когда ты медленно разучиваешь мелодию Рахманинова, ты словно даешь лечение своим рукам — это так хорошо. Это, конечно же, очень приятно для души, потому Рахманинов писал великую музыку, но и физически это как массаж для рук, потому что нет ничего лучше для пианиста», — привел он завораживающее сравнение.
Казанцев и гостей ЧМ ожидает россыпь звездных музыкантов
В этом году на фестивале «Белая сирень» в Казани прозвучат произведения великих композиторов – Рахманинова, Гершвина, Лютославского, Шостаковича, Мендельсона, Римского-Корсакова, Прокофьева, Щедрина и Стравинского в интерпретациях постоянного гостя и вдохновителя фестиваля пианиста-виртуоза, общественного деятеля, народного артиста России Дениса Мацуева, элегантной и харизматичной пианистки Полины Осетинской, российского пианиста, обладателя I премии XV конкурса Чайковского Дмитрия Маслеева, лауреатов международных конкурсов Филиппа Копачевского и Екатерины Мечетиной. В фестивале примут участие и юные пианисты – лауреаты многочисленных международных конкурсов. По приглашению маэстро Сладковского на фестивале выступят такие известные дирижеры, как Юрий Башмет, Сесар Альварес, Тимур Зангиев и, впервые в Казани, c Государственным симфоническим оркестром РТ выступит эстонская девушка-дирижер – Кристийна Поска.
За семь лет фестиваль собрал более 40 выдающихся российских и зарубежных музыкантов из 10 стран мира, среди них – Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Николай Луганский, Борис Березовский, Вадим Холоденко, Дмитрий Маслеев, Рамзи Ясса, Фредерик Кемпф, Максим Могилевский, Барри Дуглас, Валентина Лисица, Кристиан Ярви, Рустем Хайрутдинов, Даниэле Рустиони, Юрек Дыбау, Александр Торадзе и другие.
VIII Международный фестиваль «Белая сирень» – одно из самых крупных мероприятий, проводимых Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, несомненно, занявшее видное место среди престижных музыкальных конкурсов и фестивалей, проводимых как в России, так и за рубежом.
Кристина Иванова
Источник: http://dragon-news.ru/archives/7522
|