Фактически «Звезды XXI века» — это кузница музыкальных кадров страны, база, на основе которой будет формироваться профессиональное музыкальное сообщество России в ближайшие годы. Первое знакомство казанцев с будущими мэтрами отечественной симфонической сцены произошло в 2014 году в рамках первого фестиваля «Творческое открытие». В 2015 году традицию решили продолжить.
Состав приглашенных молодых солистов «Открытия-2015» практически не отличался от прошлогоднего. В Казань приехали скрипачи — братьяМихаил и Иван Почекины, Павел Милюков, Айлен Притчин, пианисты Филипп Копачевский, Юрий Фаворин, Алексей Чернов, Лукас Генюшас и виолончелист Александр Рамм. Зато репертуар обновился почти полностью. Единственным повтором прошлогодней программы стало произведение «Интродукция и Рондо каприччиозе» Сен-Санса, причем если в 2014 в нем солировал Притчин, то на нынешнем фестивале главную скрипичную партию исполнил Иван Почекин. В рамках трех концертов, которые прошли в ГБКЗ 21, 25 и 28 февраля, солисты под чуткий аккомпанемент симфонического оркестра Татарстана сыграли сочинения Бетховена, Брамса, Моцарта, Гершвина, Чайковского, Сен-Санса и Прокофьева.
За час до начала последнего концерта второго «Творческого открытия» в кассе ГБКЗ толпился народ. Билетов на основные места уже не осталось, можно было заплатить 500 рублей и сесть на приставной стул или отдать 100 за право войти в зал — билет без посадочного места.
— Это на все три концерта так? — поинтересовались мы у кассира.
— Нет, только на закрытие. До этого тоже нормально продавали, но и свободных прилично оставалось. Будете брать?
Уже в зале выяснилось, что традиционными для больших мероприятий приставными стульями дело не ограничилось: за первой секцией партера выставили дополнительный ряд — 11а. Были те, кому пришлось слушать концерт стоя.
РАВЕЛЬ — ГЕРШВИН — ЧАЙКОВСКИЙ — НЕМЦОВ — БЕТХОВЕН
Первое отделение открывалось рапсодией для скрипки с оркестром «Цыганка» Равеля. Знатоки симфонической музыки утверждают, что по «Цыганке» легко определить не только технические возможности скрипача, но и его музыкантский вкус: с одной стороны, эмоциональность и раскрепощенность тут ни в коем случае не должны перейти в вульгарность, с другой, недопустимо, чтобы произведение осталось просто скучным этюдом. С непростой задачей пытался справиться солист Павел Милюков — по его словам, сочинение Равеля в его репертуаре значится уже давно, однако тот факт, что он играет в Казани не в первый и даже не во второй раз, накладывает дополнительную ответственность. «Трудно играть публике, которая уже знает тебя, которой есть с чем сравнивать», — поделился музыкант с корреспондентом «БИЗНЕС Online». После выступления он также рассказал нам о своей уникальной скрипке — мастер Пьетро Гварнери изготовил инструмент более 250 лет назад, когда-то на нем играл знаменитый венгерский скрипач Жозеф Сигети.
— Перевозить во время гастролей страшно, — подтвердил наши опасения Милюков, — но, к счастью, есть всевозможные страховки.
После Милюкова на сцену ГБКЗ вышел виолончелист Рамм — ему предстояло играть Пеццо каприччиозо Петра Чайковского. В перерыве две пожилые дамы, явно обремененными высшим музыкальным образованием, сошлись во мнении, что Рамм сегодня был лучшим из всех троих молодых солистов (впрочем, от остальных у женщин тоже остались весьма положительные впечатления). Закрывала первое отделение блюзовая рапсодия Гершвина, которую большинство слушателей знают благодаря передаче «Что? Где? Когда?» — между раундами звучит главная тема. Исполнявший популярную мелодию пианист Копачевский сорвал самые густые аплодисменты и вместе с оркестром ушел готовиться ко второму отделению.
Закрытие фестиваля пришлось на 28 февраля — неудивительно, что большинство антрактных разговоров в этот вечер велись совсем не о музыке. Вот девушка в бежевом кружевном платье объясняет своей менее политически подкованной подруге суть утренних событий: «Его точно из-за политики убили, он потому что много лишнего говорил. А еще эта, как ее... Не помню. Два месяца уже в тюрьме сидит и от глюкозы отказывается!» «Ох, какая кругом агрессия!» — вздыхает ее собеседница и тут же предлагает сделать совместное селфи в интерьере ГБКЗ. Мужчина в синем пиджаке сидит на крутящемся стуле около стойки буфета, держит рюмку коньяка и смотрит в смартфон. На экране — лента новостей Facebook, пестрящая фотографиями с места преступления. Звучит третий звонок, но он не спешит подниматься в зал.
А других слушателей после антракта ждал «Тройной концерт» Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели. Это чрезвычайно сложное симфоническое произведение, за которое готов взяться далеко не любой солист и тем более не любой оркестр. Самое непростое в «Тройном» — это ансамбль. Три исполнителя главных партий должны идеально слышать друг друга, оркестру же приходится подстраиваться не под одного, а сразу под трех солистов. Судя по выражению, которое появилось на лице дирижера Александра Сладковского после последних звуков композиции, музыканты с задачей справились. Из зала потянулись слушатели с цветами, аплодисменты не стихали несколько минут. Кажется, люди были благодарны оркестру в первую очередь за то, что классическая музыка хотя бы на два часа отвлекла их от новостной повестки дня.
«РЕПУТАЦИЯ КАЗАНИ СЕЙЧАС НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ, И МЫ СТАРАЕМСЯ ЭТО БЕРЕЧЬ»
Перед концертом корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретились с руководителем Государственного симфонического оркестра Татарстана Сладковским. Он рассказал нашему изданию, что приглашенные солисты думают о Казани, и объяснил, почему прошедший фестиваль полезен не только им, но и музыкантам нашего оркестра.
— Александр Витальевич, если сравнить прошлогодний и нынешний фестиваль, можно ли проследить какую-то динамику?
— Это всего лишь второй опыт, пока трудно говорить о динамике. В наше время соблюдать тенденцию и поддерживать ее — это уже немало. Год назад мы просто пробовали, выясняли, может ли такой формат существовать, тогда все прошло хорошо. Насколько я знаю, в этом году билеты тоже продавались неплохо: несмотря на то, что фамилии музыкантов пока не на слуху, инициатива оказалась коммерчески успешной. Музыканты уже известны в мире, известны в Москве, но Россия — большая страна, поэтому мы продвигаем, популяризируем имена этих исполнителей вдали от центра. Задача фестиваля проста, но не примитивно проста: очень важно, что мы укрепляем наши филармонические связи. Начиная с 2011 года наш оркестр по нескольку раз в год бывает в Москве по приглашению директора Московской филармонии Алексея Шалашова, мы выступаем в одних залах с прославленными оркестрами, дирижерами, музыкантами. И это результат длительной совместной работы, в том числе в рамках фестиваля «Творческое открытие».
— Получается, фестиваль идет на пользу не только молодым московским исполнителям, но и татарстанскому оркестру?
— Самое сложное в исполнительском оркестровом искусстве — это аккомпанемент. Каждый год мы добавляем в наш репертуар новые произведения. Скажем, «Тройной концерт» Бетховена, который мы играем сегодня, очень давно не звучал в Казани, а на вечере 21 февраля мы играли второй скрипичный концерт Прокофьева — этого сочинения раньше в репертуаре оркестра не было вовсе. Я всегда прошу организаторов и самих ребят, чтобы репертуар был свежий, потому что познавать, учиться, пробовать что-то новое — необходимая часть работы. Так и получается, что наш оркестр растет вместе с этими молодыми ребятами.
— Есть ли шанс у молодых исполнителей из Татарстана стать участниками фестиваля?
— Я надеюсь, что «Творческое открытие» со временем выйдет за рамки проекта только Московской филармонии и госоркестра. Если мы сможем не только приглашать музыкантов, которые находятся под крылом Московской филармонии, но задействовать наших исполнителей, будет очень здорово. Пока что у меня не было таких сигналов со стороны татарстанской молодежи. Но вы знаете, что у нас работает проект «Достояние республики», мы внимательно следим за новыми исполнителями, за земляками, которые добиваются чего-то на международной арене, это живая коммуникация. Я надеюсь, что фестиваль «Творческое открытие», по крайней мере, вызывает интерес у студентов нашей консерватории — важно, чтобы они видели тот интернациональный уровень, на котором сегодня работает молодежь в Москве, и тоже стремились включиться в этот процесс.
— Наверняка приезжие музыканты делились с вами впечатлениями о городе и оркестре...
— В музыкальных кругах существует практика: никакая реклама не сравнится с отзывами музыкантов, чье мнение у профессионалов считается авторитетным. После прошлогоднего визита эти молодые ребята, которые ездят по всей России и знают, в каком состоянии оркестры в других регионах, были в восторге. Поэтому нынче они уже знали, куда едут, и ехали с огромным удовольствием. Братья Почекины, которые играли в концерте 25 февраля, например, очень положительно отзывались и о работе, и об атмосфере в нашем оркестре. Самое дорогое в музыкантском мире — репутация. Репутация Казани сейчас на высоком уровне, и мы стараемся это беречь.
|