(Казань, 26 сентября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня в Большом концертном зале им. С. Сайдашева состоялось открытие 53-го концертного сезона Симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Маэстро пригласил прославленного российского писателя, драматурга и телеведущего Эдварда Радзинского с его авторской пьесой «Загадка Моцарта».
Пьеса была написана Радзинским специально для итальянского «Радио и Телевидения» на основе собственной повести «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» и впервые поставлена в Неаполе. В аннотации сказано, что она настолько понравилась автору, что он не смог доверить ее исполнение никому, кроме себя. Хотя, конечно, она уже была записана несколькими актерами и даже выпущена в аудио-формате.
Поскольку, по словам самого Радзинского, произведение было «слишком личным», он не предлагал его театрам несколько лет. Отечественная премьера пьесы состоялась на Фестивале Российского Национального оркестра в Концертном зале им. Чайковского 10 сентября 2011 года, после этого «Загадка Моцарта» исполнялась в Тель-Авиве, Екатеринбурге, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Сегодня маэстро Сладковскому удалось уговорить Радзинского выступить и в Казани.
«Это замечательный оркестр, я давно хотел это сделать. Я слышал их в Москве, и это на меня произвело большое впечатление, — подчеркнул Эдвард Радзинский, рассказывая о работе с ГСО РТ. — Я очень обрадовался, когда наши планы совпали, и мы это осуществили, потому что он (Александр Сладковский) выдающийся дирижер, и (слушать) этот оркестр, действительно, — огромное наслаждение».
«Загадка Моцарта» — своеобразный моноспектакль в трех действиях в сопровождении оркестра. В пьесе с помощью придуманного автором дневника покровителя Моцарта — Барона Готфрида ван Свитена — Радзинский излагает одну из версий смерти великого композитора, причина которой и в наши дни является предметом споров. На сцене драматург рассуждает об отношениях Моцарта с Сальери, его детстве и взрослении (или же его отсутствии), переживании личных трагедий, отце и фигуре мучавшего его «черного человека», «Реквиеме», на котором прервалась жизнь композитора.
Радзинский совершенно по-новому трактует трагический финал Моцарта. Многие искусствоведы и сейчас обвиняют его в подмене исторических фактов личным восприятием и домыслами (не только в отношении «Загадки Моцарта), но на основе писем и дневниковых записей современников композитора он, вне всякого сомнения, создал новый, проникновенный и гипнотический художественный материал.
В пьесе звучат фрагменты Симфонии № 41 «Юпитер», Реквиема, Симфонии № 40, Фантазии для фортепиано до минор, концертные арии для сопрано с оркестром и увертюры к операм «Похищение из сераля» и «Дон Жуан». В качестве солистки вечера на концерт была приглашена ведущая артистка, любимое и знакомое многим казанцам сопрано Камерного хора Татарстана под руководством Миляуши Таминдаровой — Ксения Романова.
Несмотря на то, что буквально в соседнем с Большим концертным залом здании — Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля — в это же время шла грандиозная премьера оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике» и практически вся культурная общественность Казани присутствовала именно там, на открытии сезона ГСО РТ сегодня был «переаншлаг». Вдоль проходов было выставлено три дополнительных ряда кресел, но это не спасало ситуацию: около 50 человек смотрели постановку, прислонившись к стене, стоя рядом с партером. Казанский зритель тепло принял постановку, проводив Эдварда Радзинского, оркестр и маэстро Сладковского со сцены громкой и продолжительной овацией.
Для справки:
В новом музыкальном сезоне слушателей и поклонников ГСО РТ ожидает исполнение более 20 премьерных произведений, в числе которых Концерт для кларнета с оркестром № 2 ми-бемоль мажор Карла фон Вебера, симфония № 33 Сергея Слонимского, Соната для альта Дмитрия Шостаковича.
Одно из знаменательных событий нового сезона Государственного симфонического оркестра Татарстана — собственный абонемент в Московской филармонии на сезон 2018/2019. В персональный абонемент ГСО РТ под номером 17 вошли три концерта, которые состоятся в Москве в январе, феврале и марте 2019 года. Оркестр исполнит произведения Белы Бартока, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Антона Брукнера, Клода Дебюсси, Камиля Сен-Санса и Гектора Берлиоза. Солистами выступят музыканты с мировыми именами — Рено Капюсон, Марио Брунелло, Жан-Ив Тибоде.
Выступления оркестра пройдут не только в Казани, но и в Санкт-Петербурге в Концертном зале Мариинского театра «Мариинка-3», в Тамбове на ХХХVIII Международном музыкальном фестивале имени С. Рахманинова, в Альметьевске, а также в Москве — на только что открывшейся концертной площадке парка «Зарядье», в Концертном зале имени П. И. Чайковского и в Большом зале Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
В сезоне 2018/2019 Государственный симфонический оркестр даст три концерта в Китае, примет участие в четырех концертах во Франции на всемирно известном фестивале фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон и выступит на двух крупнейших ежегодных фестивалях классической музыки во Франции и Японии — «La Folle Journée».
Ольга Голыжбина.
Источник: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/09/26/627997/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
|