«Республика Татарстан находится в Российской Федерации, и население республики примерно такое же, как Лос-Анджелеса (Калифорния). Государственный симфонический оркестр РТ был основан в 1966 году, а с 2010 года Александр Сладковский является его художественным руководителем и главным дирижером. Это студийные записи, сделанные в Большом концертном зале в столице Татарстана — городе Казани. Сами записи превосходны, с множеством оркестровых деталей и хорошим балансом звукового зала», — отмечает Новак. Далее он разбирает каждый диск, выделяя основные моменты, «чтобы дать общее представление о значении этого комплекта».
«Симфония № 1: Симфония начинается очень хорошо, с приятной атмосферой игривости. По большей части, игра духовых кажется надежной. Группа струнных очень прочная. Кульминации в последней части хорошо контролируются в исполнении оркестра. Это достойное исполнение. Симфонии № 2 и 3: Мне не к чему придраться ни в одной из этих симфоний. Симфония № 4: Здесь присутствует сильное влияние Малера, которое Сладковский выдвигает на первый план — особенно последние пять минут первой части. В целом, это очень хорошая работа и одна из ключевых работ, выполненная оркестром для CD-бокса.
Симфония № 5: Выступление Сладковского очень стремительное на 45:48. Я, конечно, нахожу музыку все более волнующей из-за этого, но другим может показаться, что ей не хватает основательности. Во второй части аллегретто, музыканты Татарстана хорошо справляются с быстрыми темпами Сладковского. Эта запись Пятой симфонии является одной из лучших в этом комплекте. Симфония № 6: Это еще одно очень хорошее произведение, которое также хорошо играет оркестр Татарстана. Очень похоже на исполнение Бернарда Хайтинка, которое, по моему мнению, одно из лучших. Я считаю, что Сладковский находит золотую середину, с несколько сдержанным allegro tempo (а-ля Хайтинк) и оживленным финалом. Оркестр играет мастерски.
Симфония № 7: Сладковский делает хороший баланс в оркестре, предоставляя подходящие осветленные текстуры. Нарастание и последующий спокойный переход к заключительному allegro non troppo Finale очень уместно. Сладковский завершает последнюю часть в медленном темпе, в целом, отличное исполнение. Симфония № 8: Выступление Сладковского очень достойное. Оркестр впечатляет своим исполнением — я просто не слышу никаких слабостей. Я люблю беспредельную самоуверенность в этой музыке. Это одно из мощнейших исполнений и изюминка сета Сладковского.
Симфония № 9: Татарстанцы играют эту пьесу серьезнее, чем я слышу в других выступлениях, и это подход, который работает достаточно хорошо. Низкие медные очень мощные, и запись превосходна (как и везде в этом наборе). Это очень хорошее исполнение симфонии. Симфония № 10: Мощь татарстанского оркестра полностью проявляется в первой части примерно в середине. Звуковая инженерия поистине превосходна. Вигглсворт / бис и Леви / Теларк остались здесь в пыли. Это еще одно исключительное выступление Сладковского и оркестра. Симфония № 11: Александр Сладковский воспринимает ее сюжет серьезно, с сильным и эмоциональным исполнением, которое никогда не дает покоя. Это сильное исполнение менее зрелищной симфонии Шостаковича.
Симфония № 12: Как и в предыдущих симфониях, татарстанцы производят отличный наполненный звук, который великолепно улавливается микрофонами. Кульминация финала ошеломляющая. Симфония № 13: Как и большинство симфоний здесь, дирижирование Сладковского оживленное — скучных моментов нет. Это еще одно действительно хорошее выступление, которое исполняется с печалью и сарказмом. Симфония № 14: Урезанный камерный струнный оркестр великолепно выступает под руководством Сладковского. Ударные эффекты точны и иногда поразительны. Симфония № 15: Сладковский и звукозаписывающая группа относятся ко всему этому как к серьезной музыке, преуменьшая игривость первой части. Опять могу отметить первоклассное оркестровое исполнение", — говорит Новак.
«Большинство выступлений в этом сете меня захватило. Наиболее часто исполняемые инструментальные Симфонии (1 и 5−10) варьируются от хороших до выдающихся, а вокальные симфонии также очень хорошо исполняются. Это подлинно русский комплект, запечатленный в отличном звуке с широким динамическим диапазоном и большой четкостью. Я думаю, что этот сет может конкурировать с отличным сетом Хайтинка, и поставлю сет Сладковского рядом с этим, как лучшие наборы, которые я знаю», — заключает критик.
Напомним, что 15 симфоний Шостаковича были записаны ГСО РТ, приглашенными солистами и дирижером Александром Сладковским в августе 2016 года в ГБКЗ им. Сайдашева в Казани, 13 CD вышли на лейбле «Мелодии». А презентация проекта с успехом прошла минувшей осенью в Москве и Казани. Ранее рецензию на диски выпустил британский электронный журнал MusicWeb-International. Главный обозреватель британского журнала «Музыкальное мнение» (Musical Opinion) Грэгор Тэсси пришел к выводу, что «новый цикл Сладковского можно оценить как лучший в исполнении, лучший в интерпретации и один из лучших записанных циклов Шостаковича/ доступных по всему миру, и он заслуживает высокой рекомендации».
Источник: https://www.business-gazeta.ru/news/397608
|