«Мы попали в число самых лучших, самых первых оркестров, которые выступают в «Зарядье». После Гергиева, Федосеева, Плетнева. Мы идем с ними в одном ряду», — отметил маэстро Александр Сладковский в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» после вчерашнего концерта ГСО РТ, который прошел в рамках фестиваля Рахманинова. О том, чем уникален этот зал, насколько комфортно в нем играть и почему самую несчастливую симфонию Рахманинова Сладковский считает атомной, читайте в нашем материале.
«ЗАЛ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ! СПРАВЕДЛИВО ЕГО ПРИЧИСЛЯЮТ К ЛУЧШИМ В МИРЕ»
В ультрасовременном концертном зале уже легендарного московского парка «Зарядье», который меньше месяца назад открывал лично Владимир Путин, накануне дебютировал Государственный симфонический оркестр РТ. Впрочем, появление в афише «татарстанских симфоников» вряд ли кого-то сильно удивило. Во-первых, высочайший уровень коллектива Александра Сладковского давно известен в российской столице. Во-вторых, как известно, председателем наблюдательного совета по творческому развитию площадки является шеф Мариинского театра Валерий Гергиев. А с самым влиятельным в России человеком из мира классической музыки у ГСО РТ прекрасный профессиональный контакт – взять хотя бы абонемент татарстанского оркестра в Мариинке.
Сам комплекс состоит из двух крытых залов-трансформеров. Большой (где выступали Сладковский и Ко) рассчитан на 1600 мест, малый вмещает еще 400 кресел. Кроме того, есть два открытых амфитеатра общей вместимостью около 2 тыс. мест. Совершенством акустики в течение трех лет занимались ведущие мировые специалисты по дизайну звука. Например, в Большом зале для идеального звучания на стены и потолок навесили более 15 тыс. акустических панелей с вставками из дерева породы махагон весом от 150 до 600 кг каждая. А гигантский орган с 85 регистрами, который вручную собирали в Страсбурге по старинным технологиям, претендует на название одного из самых больших не только в России, но и в Европе.
|
Уже после концерта худрук «татарстанских симфоников», находившийся в отличном настроении, поделился с «БИЗНЕС Online» впечатлениями от зала в «Зарядье»: «Зал фантастический! Справедливо его причисляют к лучшим в мире. А мне есть с чем сравнивать. Я играл и в Европе, и в Азии. Последнее, что меня очень впечатлило, – это игра с Михаилом Васильевичем Плетневым в Парижской филармонии. В новом зале, который построен на окраине. А у нас такой же по акустике, удобству и комфорту зал находится в самом сердце Родины. Практически на Красной площади. Это абсолютно уникально. Сказать, что играть здесь – одно удовольствие, не сказать ничего. В хорошем зале оркестр может показать себя во всей красе. А здесь все на высшем уровне. Поэтому у меня самые восторженные впечатления. И я хочу поблагодарить и Ольгу Жукову, генерального директора, и всю ее команду, которая организовали этот фестиваль, за приглашение».
«СЧАСТЛИВЫЙ» И «НЕСЧАСТЛИВЫЙ» РАХМАНИНОВ
Речь о фестивале Сергея Рахманинова, в рамках которого и состоялось выступление ГСО РТ в минувший четверг. Кстати, по окончании концерта к Сладковскому в гримерку выстроилась целая вереница друзей и знакомых, которых Александр Витальевич встречал с неизменной счастливой улыбкой и радостно обнимал. А гости выражали искренние восторги по поводу исполнения двух шедевров Рахманинова. Хотя Симфония №1 и Концерт №2 для фортепиано с оркестром, которые представили казанские музыканты (за фортепиано солировал именитый пианист Алексей Володин) сыграли совершенно противоположные роли в судьбе великого русского композитора. Именно поэтому программа вчерашнего вечера называлась «Кризис и рассвет».
|
Кстати говоря, это был уже третий из шести концертов фестиваля, который проходит в «Зарядье» с 23 сентября по 22 октября. Такой большой музыкальный праздник приурочен к 145-летию со дня рождения и 75-летию со дня смерти Рахманинова. Надо отметь, что в концертную программу фестиваля включены произведения разных периодов творчества композитора.
Тем, кому посчастливилось прийти в «Зарядье» накануне, могли насладиться одним из самых интересных концертов фестиваля, построенном на сопоставлении «несчастливой» Первой симфонии и «счастливого» Второго фортепианного концерта, ознаменовавшего начало нового творческого взлета. С Первой ре-минорной симфонией у Рахманинова связаны самые мучительные переживания. Ее премьерное исполнение в 1897 году закончилось провалом.
Удар был тем более сильным, что до этого (после благословения Чайковского) Рахманинов несколько лет фонтанировал гениальными идеями, а его слава как пианиста, дирижера и композитора стремительно росла. Будучи уверенным в собственных силах он и написал эту симфонию, на которую возлагал большие надежды. Но коллеги оценили ее более чем сдержанно, а петербургская публика встретила настолько холодно, что сам автор впоследствии назвал это «чудовищным провалом». Разгромными были и рецензии. И хотя вина за это во многом лежала на неопытном дирижере Глазунове, в самом Рахманинове что-то надломилось. Рухнула вера в себя, и 24-летний композитор более чем на три года погрузился в депрессию, во время которой почти ничего не сочинял.
«Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки», – описывал впоследствии свое состояние Сергей Васильевич. В конце концов родственники обратились к известному доктору-гипнотезеру Николаю Далю. И в 1901 году с января по апрель он изо дня в день проводил с композитором сеансы и восстановил-таки его душевное состояние. Рахманинов преодолел кризис, вновь стал фонтанировать, и уже в октябре того же года в Москве состоялась премьера Второго фортепианного концерта, который сразу же покорил сердца слушателей. А у самого композитора наступил настоящий творческий расцвет. Вскоре он принял приглашение занять место дирижера в Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. А впоследствии создал свой оригинальный стиль, синтезировав принципы петербургской и московской композиторских школ, а также традиции западноевропейской музыки.
«ЭТО УНИКАЛЬНАЯ ПАРТИТУРА. СКОЛЬКО МОЩИ И СИЛЫ В ЭТОЙ СИМФОНИИ!»
Несмотря на долгую и многогранную творческую жизнь, за которую было создано множество гениальных произведений, именно Первая симфония, как признавался сам Рахманинов, сделала его другим человеком. И хотя автору она принесла большую боль, сегодня эта музыка воспринимается совсем иначе. А благодаря виртуозной игре ГСО РТ симфония предстает просто грандиозной. Не удивительно, что с последними аккордами зал в «Зарядье» разразился громом оваций. Сам Сладковский тоже дает очень высокую оценку этой симфонии.
«По энергетике она абсолютно атомная, – так маэстро охарактеризовал эту музыку в разговоре с нашим корреспондентом. – Эту музыку собрали потом музыканты по оркестровым голосам. Партитуры не было. Рахманинов после провала ненавидел эту симфонию. Но ее сложили как разбившуюся фарфоровую чашу, сшили золотом, и получилось то, что получилось. Это уникальная партитура. Сколько силы и мощи в этой симфонии! Удивительно, что Рахманинов, когда ее писал, был еще очень молодым».
Выступление ГСО РТ органично вписалось в московский фестиваль Рахманинова. Ведь в Казани состоялось уже 8 фестивалей имени композитора. Более того, «Белая сирень», создал которую именно маэстро Сладковский, стала одним из культурных брендов столицы Татарстана. «Надо иметь в виду, что мы попали в число самых лучших, самых первых оркестров, которые выступают в „Зарядье“. После Гергиева, Федосеева, Плетнева. Мы идем с ними в одном ряду. Для нашего оркестра и Татарстана это очень ценно и почетно, – добавил Александр Витальевич. – А 11 февраля мы здесь будем исполнять Восьмую симфонию Малера. Надеюсь, что приедем в „Зарядье“, не только зная эту площадку, но и сохранив воспоминания о том феерическом приеме, который нам оказала публика».
Кстати, публика и впрямь была на таком подъеме, что никак не хотела отпускать музыкантов. И тогда ГСО РТ дважды исполнил на бис свою «визитную карточку» – «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Представить себе реакцию московской публики в этот момент может любой, кто хоть раз был на концерте «татарстанских симфоников».
Ольга Вандышева
Фото: Алексей Белкин
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/397807
|