Вторым концертом VIII международного фестиваля современной классической музыки имени Софии Губайдулиной Concordia стал творческий вечер знаменитого композитора Алексея Рыбникова — слушатели получили возможность узнать автора «Юноны и Авось» с другой стороны — как талантливого симфониста. О том, какое его произведение не исполнялось 50 лет и кто из молодых казанских композиторов пришел вдохновляться музыкой мэтра, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Вторым концертом VIII международного фестиваля современной классической музыки имени Софии Губайдулиной Concordia стал творческий вечер знаменитого композитора Алексея Рыбникова
«БЫЛО ЖУТКО ЛЮБОПЫТНО, ЧТО ЖЕ ТАМ ТАКОЕ НАПИСАНО В 1969 ГОДУ?»
«С музыкальной жизнью в Казани удивительно все хорошо», — заявил известнейший композитор Алексей Рыбников в минувшую среду на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». И если в плане рок- и поп-направлений с ним можно поспорить, то ниша классической музыки действительно не просто заполнена, а является предметом гордости столицы Татарстана. Так совпало, что классика развивалась параллельно с самой Казанью, что заметил и Рыбников: «Когда я первый раз сюда приехал, сошел с поезда, подумал: „Бедный Александр Сладковский, как же он здесь будет, все перекопано, все перерыто!“ Казань строилась тогда, а сейчас — совершенно другое впечатление, можно позавидовать, насколько комфортабельно здесь живет дирижер Сладковский, как здесь стало все уютно, со вкусом сделано, гармонично. Столица РТ поражает, изменения колоссальные». При этом Рыбников упомянул и изменения в Государственном симфоническом оркестре РТ, который он считает одним из лучших в России. «Очень высокий ранг у него и в Москве, и в Европе. Это чудо, которое сделал Сладковский. Я его вчера расспрашивал, как ему удалось. Говорит: „Да просто, дисциплина и талант, естественно“. Совершенно феерический оркестр», — заключает композитор.
Рыбников приехал в Казань на свой творческий вечер в рамках VIII международного фестиваля современной классической музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. В программе значились только его произведения — «Симфонические картины» и «Симфония № 6». Неизвестно, на кого в первую очередь пришли слушатели — Рыбникова-кинокомпозитора или симфониста, но едва он вышел к журналистам, как в его сторону сразу потянулись дамы с телефонами, которые явно жаждали селфи. Смартфоны, направленные в сторону сцены, корреспондент «БИЗНЕС Online» часто видела и во время концерта — а значит, менее растиражированная сторона творчества Рыбникова тоже отозвалась в сердцах слушателей.
Почему композитор выбрал именно такую программу для этого вечера? «Я очень хотел, чтобы Сладковский сыграл симфонию № 6, мне кажется, это его масштаба произведение, оно ассоциируется у меня с ним. А масштаб Сладковского — это когда взял и записал все симфонии Шостаковича, записал три симфонии Малера, сейчас и все симфонии Чайковского запишет», — улыбается Рыбников. Концертное каприччио «Скоморох» из «Симфонических картин» он написал в 1969 году, произведение получило премию на всесоюзном конкурсе молодых композиторов, после чего было исполнено всего два раза. «И с тех пор почти 50 лет вообще нигде никак не звучало. Поэтому было жутко любопытно, что же такое там написано в 1969 году? Как сейчас, в современном мире, прозвучит это произведение?» — рассказал перед концертом композитор.
Алексей Рыбников: «Я очень хотел, чтобы Сладковский сыграл симфонию № 6, мне кажется, это его масштаба произведение, оно ассоциируется у меня с ним»
ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПАДШИЕ АНГЕЛЫ
С первых же нот «Скомороха» стало понятно, почему его не исполняли почти полвека, — это должен был сделать Александр Сладковский. Он возвращает к жизни забытые на 50 лет партитуры — и вновь перед нами авангардное, смелое, красочное произведение, которое заслужило высокую оценку жюри конкурса молодых композиторов. Сюжет каприччио трагичен: балаганный шут забавляет публику смешными шутками, за которыми кроется горькая истина. Однако толпа не понимает его, и в финале скоморох погибает. Сладковский, сохраняя эту ощутимую трагедийность, волнуя слушателя предчувствием неизбежной развязки, выводит на первый план дерзкую свободу произведения, причудливую фантазийность, неожиданные композиционные приемы. Дирижер словно высвобождает столько лет спящую дивную энергию этого каприччио — и вот скоморох перед нами вновь кривляется и пляшет. Тонко и точно подчеркнутые фольклорные мотивы сменяются образами хаоса, пока все не растает в невесомой коде, которая символизирует у Сладковского не просто уход в мир иной, но обретение какой-то высшей мудрости, абсолютного понимания и принятия.
| С первых же нот «Скомороха» стало понятно, почему его не исполняли почти полвека, — это должен был сделать Александр Сладковский
«Ночная песнь» для скрипки с оркестром — это парафраз Рыбникова на темы 60-х годов. «Я написал это концертное каприччио к своему 60-летию. Там звучат темы из первой, второй симфоний, скрипичного концерта и даже тема, которая была в одном фильме. Это такая ностальгия по тому времени», — рассказал композитор. Солировала в «Ночной песни» концертмейстер оркестра Алина Яконина — по словам Рыбникова, «замечательная девушка, хрупкая, но играет очень эмоционально. Для меня это тоже было поразительно — концертмейстера показали на уровне солиста-скрипача высокого класса». И исполнение этого каприччио доказывает, что не только солисты могут претендовать на столь высокое звание. Скрипка Якониной звучит действительно великолепно — она ведет за собой, задает тон, уводит в пучину страстей и вновь возвращает к свету. Сладковский, пронзительно и лирично развивая красивейшую главную тему, как бы приподнимает скрипку, дает солистке в полной мере раскрыть свое мастерство. Эпизоды «любовных испытаний» Сладковский наполняет таким нервом, такой напряженностью и эмоциональной силой, что оркестр будто превращается в живого человека, который откровенно рассказывает о своих чувствах.
«Музыку Ликии» Рыбников написал в 2012 году в Турции. «Ликия — это область, которая была и в Византии, и при Риме, а сейчас находится в составе Турции. Там происходило очень много исторических событий, и битв, и сражений. Какая-то аура там создалась, энергия появилась, что я написал это произведение», — пояснил композитор. Эта древняя энергия действительно ощущается — и кажется, что укротить ее может только ГСО РТ под управлением Сладковского. Здесь есть место и блестящим победам, и страшной стихии, и разрушающей войне. Рыбников, словно археолог и историк, воссоздает образ утраченной цивилизации, а Сладковский вдыхает в него жизнь — хотя бы на мгновение.
Симфония № 6 в исполнении ГСО РТ действительно поражает — настолько она многогранная, яркая, наполненная внутренней силой и мощью
Симфонию № 6 композитор выделяет особо как сложное, программное произведение. «Оно называется симфония Tenebrosa, симфония сумерек и является частью большого произведения, которая должна звучать после хорового концерта «Тишайшие молитвы», — объяснил Рыбников. Симфония воспроизводит сюжет о восстании падших ангелов из «Потерянного рая» Джона Мильтона. Первая часть называется «Метаморфозы ангела света», падение главного ангела. Вторая — Toccato Macabre — восстание падших ангелов, третья — Sarabanda Angelica, печальная песнь ангелов, которые оплакивают своих братьев, а последняя часть — повержение падших ангелов во тьму. «Этот сюжет повторяется в моем следующем произведении «Литургия оглашенных». Заканчивается все в «Воскрешении мертвых», которое тоже уже Сладковский играл. Я хочу, чтобы он сыграл весь цикл», — отмечает Рыбников и подчеркивает, что благодаря главному дирижеру ГСО РТ услышал в симфонии много нового: «Гергиев замечательно сыграл, после этого симфонию играли в очень хороших европейских залах, и румынские, и венгерские дирижеры, и везде с огромных успехом это принималось. Но вчера, когда я пришел на репетицию, услышал очень много новых красок и это мне очень понравилось».
Симфония № 6 в исполнении ГСО РТ действительно поражает — настолько она многогранная, яркая, наполненная внутренней силой и мощью. Конфликт тьмы и света Сладковский интерпретирует виртуозно, добиваясь особой певучести от скрипок и челесты, которую противопоставляет напряженной резкости и глубине ударных и духовых. При этом весь оркестр настолько собран, скоординирован и гармоничен, что словно дышит в унисон — невозможно заметить ни малейшей шероховатости, ни одной небрежности. Каждый раз это вызывает закономерный вопрос: «Как? Они же живые люди!». На наш взгляд, залог такого исполнения — в абсолютной четкости указаний Сладковского и полным взаимопониманием между оркестром и дирижером, когда малейшее движение маэстро тут же ловится и определяется безошибочно. Не ошиблись и зрители, пришедшие на концерт — после исполнения симфонии оркестрантов, Сладковского и Рыбникова ждали бурные овации, вдохновленная публика просто не хотела отпускать музыкантов. А среди расходящейся публики корреспондент «БИЗНЕС Online» слышала восхищенные фразы об особой одухотворенности и «воспарении», появившихся после этой музыки.
| После исполнения симфонии оркестрантов, Сладковского и Рыбникова ждали бурные овации, вдохновленная публика просто не хотела отпускать музыкантов
«Я СЕЙЧАС СИЖУ И ВДОХНОВЛЯЮСЬ НА НОВЫЕ СВЕРШЕНИЯ»
Но кроме простых слушателей на концерт пришел и коллега Рыбникова, молодой татарстанский композитор Эльмир Низамов. «Как председатель Союза композиторов я должен сказать, что он [Сладковский] дирижирует музыку современников много, часто, и вдохновляет современных композиторов на написание новых произведений», — отмечал Рыбников, и Низамов это подтвердил: «Я сейчас сижу и вдохновляюсь на новые свершения, надеюсь, они ждут впереди. Часто ли мы можем послушать сочинение композитора вместе с самим композитором? Это очень трепетный и важный момент. И слава богу, что Слонимский, Рыбников активно работают, и есть такая уникальная возможность соприкоснуться с ними в прямом и переносном смысле этого слова. Я очень люблю наш оркестр, я очень много с ним работал и со Сладковским отдельно мы выступали. Оркестр всегда ждет от меня новых сочинений, и они зреют, создаются», — пообещал композитор.
| кроме простых слушателей на концерт пришел и коллега Рыбникова, молодой татарстанский композитор Эльмир Низамов (слева)
Тема молодых композиторов будет продолжена в следующем концерте фестиваля Concordia. 31 октября состоится мировая премьера: в исполнении ГСО РТ и маэстро Сладковского впервые прозвучит сочинение Equilibrio Анны Поспеловой — финалистки всероссийского конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство». Дебютное исполнение пройдет в рамках проекта всероссийского виртуального концертного зала, который проводится совместно с Московской государственной академической филармонией.
В фестивальный вечер дирижировать ГСО РТ вместе со Сладковским приглашен дирижер Мариинского тетра Гавриэль Гейне. Солистами выступят Иван и Михаил Почекины, Анастасия Кобекина. Также в программе — премьерное исполнение сочинения «Завод. Музыка машин» советского композитора Александра Мосолова, концерта для скрипки и альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого, а также концерт для виолончели с оркестром Витольда Лютославского.
Валерия Завьялова
Фото: Ирина Ерохина
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/400371
|