В ГБКЗ им. С. Сайдашева - концерт ГСО РТ с французским пианистом Жан-Ивом Тибоде. Дирижер Александр Сладковский. Напомним, что татарстанский оркестр недавно начал собственный абонемент в Московской филармонии. Это первый региональный оркестр, который реализовал такую возможность.
Клод Дебюсси, «Море», три симфонических эскиза. Спокойное, неторопливое начало - фон. Хорошо выделена партия на басах, картина поделена на два полотна: верхнее (струнные) и нижнее, которого мало видно (басы и ударные), их дирижер скрещивает между собой. Много восточных мотивов, особенно у духовых. С первых созвучий лидерства духовых - идея умиротворенного одиночества. Приходят на ум пейзажи рыбалки перед рассветом на краю озера с тишью водной глади. Пентатоника пытается вывести на восточную даосско-конфуцианскую тему: уровня наблюдательности, при котором мир - море при штиле, человек - наблюдатель. То есть мир не может воздействовать на человека, отсюда проявление эмоциональных реакций бессмысленно. На этой бесстрастности строится достижение просветления. Результат этого - недеяние, аля положение субъекта в произведении Дебюсси: его нет, показаны только фоновые условия. Мы не можем распознать возраст, психологию героя. Возможно, это положение мира: без намерений относительно человека. Мир существует, однако бытийствует ли он без актора?
По тихому началу ожидается шторм (затишье перед бурей). В конце первой части оркестр поднимает громкость, субъект по-прежнему не проявляет себя.
Как ни странно, при водной теме мало арфы. Здесь больше гладь, чем глубина. Правда, у нее есть красивое соло в конце второй части, перед рассветом. Приятны созвучия медных, «отфильтрованные» по высоким частотам.
Во второй части - хаос и погружение вглубь. Суть отрицающей части - мир имеет катаклизмы, события разворачиваются по-разному.. Наша реакция на них или отсутствие ее - выбор каждого. Именно в конце второй части слышится рассвет у духовых.
Третья часть начинается враждебно, но здесь вводится идея мира как игры (майи). Она наиболее сюрреалистична. Конец оптимистичен, как утверждение, что в мире всегда все случается к лучшему. Отсюда позиция отсутствия реакций оправдана и миром самим. Прекрасная аранжировка и проработка сюжета. Умение передать эту массу смыслов - конечно, показатель качественной зрелости ГСО РТ.
Камиль Сен-Санс, «Концерт №5 для фортепиано с оркестром». Солист - Жан-Ив Тибоде (Франция). У него - фарфоровый звук, дополненный жемчужной окраской оркестра. Детское произведение в начале, с лиричными темами. Наивное и открытое. Дневное время, чувствуется верховенство французской элитарной культуры: интерьер детской комнаты особняка с высокими потолками, декорированный в рококо.
Драма субъекта - в необходимости колебаться между наивностью и утонченным лиризмом жизни. Отсюда темы - то игровые, с арпеджио, то бушующие, но на меццо-форте. Разграничение «я» со своими мечтами и мир со своими вызовами в лице судьбы - тема произведения.
Но наивность - лишь часть. Ее противоположность - задор, что показано с начала третьей части введением восточных, арабских ходов. Правда, наивность побеждает, вообще общий настрой очень нежен и утончен, как взгляд ребенка.
По основе светское и просветительское, с манифестацией французского гуманизма. В центре - судьба юности, познание через опыт и игру, в сравнении с придворными традициями. Борьба - неприятие этики всерьез, однако данному субъекту такое позволительно, отсюда такая задорная вторая часть.
Пианист - утонченный, с прекрасной техникой, хотя и идет вровень с оркестром, не пытаясь выделиться. Он не берет больше, однако свою работу по демонстрации особенностей французской культуры делает на совесть и на ура.
На «бис» его французский Менталитет раскрывается полностью: в минорном произведении он сочетает лиризм и некоторую отстраненность, прочувствование и разграничение себя и окружающего мира как опыта. В грусти видит особую красоту, доступную только французам, с их «Champs Elysees» Джо Дассена. Душевность французского гуманизма располагает к открытой беседе артиста с залом. И все же французы - европейцы, здесь присутствует мера.
Пианист номером на «бис» действительно напоминает особую технику фортепианного звукоизвлечения, которым известны саундтреки к популярным французским фильмам. А также - созвучия отдельного типа мажора и разрешение в минор, что придает грусти конечности человека, старению, взрослению отдельный шарм. Утонченность французской элитарности - от нескончаемого желания верить в бессмертную внутреннюю суть красоты.
Французская культура близка российской, своей открытостью и душевностью. Однако остается загадочной благодаря чувству меры и отстраненности (что есть также сублимированное чувство меры, охрана личных границ). Материк и простор. Хотя первый - и с вечным поиском души, отсюда так полюбился Тибоде казанцам.
Гектор Берлиоз, Фантастическая симфония, ор. 14, «Эпизод из жизни артиста». Достаточно чувствительное начало. Точность и изобразительность сегодня - главные черты вечера. Картина также более статичная, достигающая движения за счет динамики психологической. По основе - светский аристократизм. Вероятно, произведение в гуманистическом ключе, однако трактовка - как взгляд на ситуацию извне, как балет из зала. Вообще, музыка похожа на сопровождение действия на виду. Драма легкая, «зефирная»: много воздуха, бурных проявлений мало. Да и сам субъект относится к проявлениям чувств более легковерно: если радость - то мимолетная, если печаль - то «пройдет».
Истинная трагедия начинается во второй части, на затишье. В первый раз созвучия приобретают трагичный вид, хотя и, опять же, на средней громкости.
В этой части много танцевального движения, воздушность достигается за счет синтеза поддержки духовых и надстраивания высоких струнных сверху. Басов слышно мало, отсюда отсутствие заземления.
Третья - наиболее статичная часть. И аморфная. III и IV части - это мир искусства - переменчивый, однако без реального погружения в собственные роли, в чувства персонажей. У ГСО РТ звук на поверхности, мало средних слоев, нижних и вовсе нет.
Пятая часть - угрожающее- острая, и именно здесь - гул басов использован как украшение. Добавляются колокола. Часть с большими разрывами с известным басовым соло медных. Действие будто начинается в III и IV части, в V - собственно, сами глаголы. Здесь шелест смычками по струнам и красивая перекличка духовых (соло лишь духовой секции). Триумф медных, они хороши как сами по себе, так и на подхвате.
Последняя часть противопоставлена остальным. График двигался линейно, параллельно оси «x», а затем начал совершать скачки. Это просмотр снаружи мира искусства, рефлексия искусства как религиозного, мистического опыта.
Звук оркестра стал более усредненным. Перепадов мало, отныне - концентрация на полотне между нот, на изображенном действии, с меньшим уклоном в идейную сферу. Перфекционизм в достижении кристально чистого звука остался, цепкий характер созвучий выстраивается в единую гладкую картину. Концерт оказался непохожим на остальные у ГСО РТ: вместо мощного громкого изображения - средний уровень громкости, спокойствие. Вместо немецкой философской основы - французский эстетический поиск.
Руслан АХМЕТОВ.
На снимке: пианист Жан-Ив Тибоде.
|