«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому | Press | Tatarstan-symphony
 
For information call +7(843) 236-73-65



«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому

01.06.2019 | Реальное время
В Казани прошел концерт Дениса Мацуева и Государственного симфонического оркестра РТ

В Казани прошел концерт Дениса Мацуева и Государственного симфонического оркестра РТ

«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому
«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому
 

 

Государственный симфонический оркестр продолжает Международный фестиваль «Белая сирень» им. Сергея Рахманинова. Вчерашний концерт был особенно впечатляющим: за дирижерским пультом стоял основатель фестиваля, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Сладковский, а солировал Денис Мацуев. Подробности — в материале «Реального времени».

 

«У нас все спонтанно»

Александр Сладковский не боится конкуренции, а посему часто приглашает продирижировать своим оркестром коллег. С одной стороны, это хорошо — казанцы знакомятся с новыми дирижерами. Но с другой — публика уже привыкла к манере дирижирования маэстро, «подсела» на нее, а после Сладковского трудно бывает воспринимать других дирижеров — у художественного руководителя ГСО своя, очень отличная от других, экспрессивная манера. Он настолько харизматичен, что забирает все внимание зала. Он не просто ведет за собой оркестр — он ведет и публику тоже. Но концерт, где солировал Мацуев, Сладковский продирижировал сам.

На традиционном пресс-подходе на вопрос корреспондента «Реального времени» о том, как формировалась программа вчерашнего концерта, Сладковский ответил, что все произошло спонтанно. «У нас все — импровизация, и программа менялась в последний день. Денис Мацуев сразу улетит после первого отделения, и во втором будет третья симфония Чайковского. В первом отделении вы услышите второй концерт Листа и четвертый Рахманинова. Третью симфонию Чайковского я в Казани еще никогда не дирижировал», — рассказал руководитель ГСО. По сути, вчера была казанская премьера Сладковского.

За дирижерским пультом стоял основатель фестиваля, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Сладковский

Такой разный Мацуев

Денис Мацуев начал со второго концерта Листа, двухчастного, двадцатиминутного, но который композитор писал двадцать лет. Так уж получилось, что для его участия в нынешней «Белой сирени» были выбраны произведения композиторов, которые были еще и отличными пианистами.

Мацуев и Сладковский часто выступают вместе, поэтому их взаимодействие на сцене идеально, оно происходит, кажется, на интуитивном уровне. Концерт Листа солист начал как-то медленно и задумчиво, постепенно темп нарастал, появлялась экспрессия, оркестр в аккомпанементе был деликатен. Но вот словно закружил вихрь, и вновь настала тишина.

Менялись темпы, менялось настроение, но Мацуев одинаково виртуозно вел партию. Второй номер первого отделения — четвертый концерт Сергея Рахманинова. Ну какая же «Белая сирень» без произведения композитора, в честь которого назван фестиваль? Рахманинов — один из любимых композиторов Мацуева, не случайно, пианист — еще и арт-директор Рахманиновского фонда и один из самых активных пропагандистов рахманиновского наследия.

Четвертый концерт Сергея Рахманинова написан в 1944 году в Америке, когда ностальгия крепко взяла за горло композитора, и он уже точно знал, что на Родину не вернется. Аллея белой сирени в имении осталась в далеком прошлом. Ритмы Нового света, все-таки чужого, и тоска по России — вот основа этого концерта.

Мацуев как-то особенно бережно подошел к нему — в его игре была и та самая тоска, и какие-то мимолетные воспоминания, словно обрывки снов о России. «Наши русские поляны, наши шорохи в овсе», — сказал бы поэт. Но в эту идиллию, которая пусть и была воссоздана памятью, вплетались тревожные интонации, и эта особенная щемящая рахманиновская нота, которую чувствовали и умели передать и дирижер, и солист.

Потом были бурные овации, и Мацуев, хотя и спешил в аэропорт, трижды бисировал.

Мацуев и Сладковский часто выступают вместе, поэтому их взаимодействие на сцене идеально

Сладковский запишет Чайковского

У ГСО РТ и Александра Сладковского впереди очередной грандиозный проект: с 14 по 28 июля маэстро и его коллектив в БКЗ РТ им. С. Сайдашева запишет все симфонии, три фортепианных концерта, скрипичный концерт, концертную фантазию и вариации на тему рококо Чайковского. Солистами будут лауреаты конкурса им. Чайковского разных лет. Среди них Борис Березовский, Борис Андрианов, Максим Могилевский, Павел Милюков и другие. Запись осуществит лейбл Sony Classical. Понятно, что проект беспрецедентный и запись такой сложности может позволить себе только топовый коллектив.

Так что вчерашнее исполнение третьей симфонии Чайковского — это еще и своеобразная репетиция перед записью.

Третья симфония Чайковского — радостная и светлая, именно так она и прочитана Сладковским. В ней что-то от танцевального начала, есть фантасмагорические моменты, нестрашные, словно композитор шутит. Сладковский традиционно был свободен, радостен и раскован, и эта радость словно переливалась в зал. Перед слушателями мелькала смена тем и картин, ликующая волна захлестывала зал. И — финал, который словно в вихре, кружил в полонезе. Третья симфония Чайковского — единственная, написанная в мажоре. ГСО РТ вчера предложил нам такое радостное начало нового проекта.

Татьяна Мамаева, фото vk.com/tatarstan_symphony

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/141100-gso-rt-zapishet-pochti-vsego-chaykovskogo?utm_source=mobile&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile



Все публикации
21 Saturday
December / 2024

 

Our partners



 

Tatarstan National Symphony Orchestra
420015, Republic of Tatarstan
Kazan, Gogol, 4

Tel / fax: +7(843) 236-73-65

Orchestra
Concert
Press
News
Media
Information




Александр Сладковский и ГСО РТ - артисты SONY Music Entertainment Russia
Александр Сладковский и ГСО РТ - артисты SONY Music Entertainment Russia


Site made Fantasy Technology