Александр Сладковский: "В моём Чайковском - сила, свет и любовь. Но никаких истерик!" | Press | Tatarstan-symphony
 
For information call +7(843) 236-73-65



Александр Сладковский: "В моём Чайковском - сила, свет и любовь. Но никаких истерик!"

23.07.2019 | Ревизор.ru
Народный артист России, руководитель Государственного симфонического оркестра Татарстана рассказал об актуальности музыки Чайковского

 

Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

 

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Сладковского готовит выпуск записи всех симфоний и концертов Петра Чайковского, который выйдет на одном из крупнейших звукозаписывающих лейблов Sony Classical.

 

Сладковский уже девять лет возглавляет оркестр Татарстана, и под его управлением коллектив демонстрирует мощный творческий взлёт. Свидетельством тому и резонансные записи всех симфоний Шостаковича, и регулярные (причём, вызывающие неослабевающий интерес) выступления в столице. Записи всех симфоний и концертов Чайковского обещают стать еще одной важнейшей вехой в биографии оркестра. Проект посвящен грядущему в 2020-м году 180-летию со дня рождения композитора. Серия дисков будет включать все шесть симфоний, программную симфонию "Манфред" и все произведения концертного жанра. В фортепианных концертах и Концертной фантазии солистами выступают пианисты Борис Березовский, Александр Малофеев, Мирослав Култышев и Максим Могилевский, в скрипичном концерте солирует Павел Милюков, в Вариациях на тему рококо - виолончелист Борис Андрианов. Как только появилась официальная информация об этом музыкальном проекте Сладковского и его оркестра, меломаны жарко заспорили. Поклонники оркестра Татарстана ждут записи с особым нетерпением, предвкушая столь же современные, экспрессивные интерпретации, какими, например, были исполнения симфоний Малера на московских концертах оркестра в прошлом сезоне. А скептики считают, что это запись "для галочки": существует же негласный тезис, что российские оркестры высшей лиги чуть ли не обязаны иметь в своей дискографии записи симфоний Чайковского. Это как маркер: если осмелились сыграть музыку, в которой едва ли не каждая нота, каждая мелодия и эмоция не просто известны, а обязательно будут сверяться с эталонными исполнениями, - значит оркестр можно считать коллективом супер-класса… С выяснения того, что же действительно побудило Александра Сладковского и возглавляемый им симфонический оркестр Татарстана взяться за запись всех произведений Чайковского симфонического жанра и начался наш разговор с маэстро.
 
 Александр Сладковский:
 
Симфонии Чайковского, в том числе последняя, Шестая, а также программная симфония "Манфред", мною с оркестром Татарстана исполнялись многократно. И в какой-то момент я осознал, что мне было бы очень важно увековечить то звучание, то вдохновение, которыми мы наполняем наши интерпретации. Когда-то Натан Рахлин, выдающийся дирижёр и основатель оркестра Татарстана, замечательно исполнял со своим коллективом музыку Чайковского. Его интерпретации сохранились в воспоминаниях музыкантов, но записи тогда не делались. Сегодня же очень важно для истории оркестра увековечить его звучание, его нынешнюю прекрасную творческую форму. Возражая скептикам, подчеркну, что эта запись отнюдь не "для галочки". Я вообще не отношусь к работе как к чему-то дежурному… Замысел этого цикла записей вынашивался долго, мне давно очень хотелось обратиться именно к Чайковскому. Конечно, я думал о том, что образцовыми признаны записи Евгения Светланова с Госоркестром, Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром, Плетнёва с Российским национальным… Но сегодня, именно в нынешнее время, ни один из российских оркестров не имеет в своей антологии всех (подчёркиваю, именно ВСЕХ) симфоний и концертов крупнейшего русского композитора-симфониста. Оркестр Мариинского театра делал "живые" записи на концертах европейского турне в канун 170-летия со дня рождения композитора, хотя, в каталоге Мариинского театра значатся только студийные записи Четвёртой, Пятой и Шестой симфоний. В антологии звукозаписей оркестра Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темиркановым тоже есть все симфонии Чайковского, но эти записи также делались давно… А сегодняшние факты таковы, что в наши дни, в преддверии очередного юбилея композитора именно Государственный оркестр Татарстана обратился к записи всех симфоний и концертов великого русского классика. Это важно и для самих артистов оркестра, и для истории коллектива, и для истории Татарстана. К тому же, грядущий юбилей – 180-летие со дня рождения композитора – весомая причина, чтобы обратиться к наследию Чайковского. И хороший повод показать всё, на что способен сегодня симфонический оркестр Татарстана, всю его силу, гибкость и красоту звучания.


Александр Сладковский и пианист Борис Березовский. Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

 

Каким же будет ваш Чайковский?
 
Описывать интерпретации мне кажется бессмысленно. Музыку надо слушать. Раскрою лишь то, что градус моего восприятия музыки Чайковского завышен, экзальтирован. Это продиктовано той мощью и светом, которые мне слышатся в исполняемой музыке, а не тьмой и мрачностью, приписываемых, порой, произведениям композитора. Несмотря на весь трагизм, который есть в симфоническом наследии Чайковского, в наших интерпретациях будет сила, свет и любовь.
 
Вы называете симфоническое наследие Чайковского "космосом": что вы вкладываете в такую характеристику, что для вас музыка Чайковского?
 
Петр Ильич Чайковский - один из самых необыкновенных, востребованных и часто исполняемых композиторов во всём мире. Его сочинения любят и слушают не из-за каких-то реклам, кампаний и протекций, а потому что его музыка имеет необычайную силу воздействия. Она даёт колоссальную энергию, дарит людям силы, поэтому к ней хочется возвращаться снова и снова. Эмоциональная отдача от музыки Чайковского – это настоящий космос.


Александр Сладковский и пианист Мирослав Култышев. Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

 

Многие великие композиторы стали авторами оперных шедевров, другие – создали непревзойдённые симфонии. Чайковский же бесконечен! Его наследие охватывает все жанры: и оперы, и балеты, и симфоническую музыку, и камерную, и вокальные миниатюры, и монументальные духовные хоры... Такая необъятность и в физическом, и в метафизическом смысле - это бесконечный космос. Удивительно, какие невероятные горизонты открывает его творчество и в какие неведомые дали уводит. Мне кажется просто немыслимо, как в течении одной человеческой жизни одному композитору стало возможно создать столько грандиозного.
 
Помимо симфоний и концертов я бы очень хотел записать все увертюры и фантазии, очень было бы интересно сделать запись его балетов. Да я склонен стремиться "объять необъятное", но осознаю, что и сегодняшние задачи – очень серьёзные. К тому же, время ограничено, на всю запись отводится полмесяца. И мы с юношеским напором и огромным желанием работаем с десяти утра до позднего вечера. К концу июля работа должна быть завершена. Сделать всё достойно мы считаем своим долгом. Ведь когда-то со своим основателем, Натаном Рахлиным, казанский оркестр начинал творческую биографию именно с музыки Чайковского. Симфония "Манфред" была одним из любимейших произведений маэстро. И в определённой степени, обращаясь к этой партитуре, да и вообще к симфониям Чайковского, мы отдаём дань рахлинским традициям.


Александр Сладковский, виолончелист Борис Андрианов и звукорежиссер, двукратный номинант премии Grammy, заслуженный артист России Павел Лаврененков. Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

 

Что бы Вы сказали тем слушателям-нигилистам, которые считают, что в наше рационалистическое время музыка Чайковского не актуальна, она слишком романтична, слишком эмоциональна, даже истерична?
 
Совершенно не согласен с тем, что Чайковский сегодня не актуален, что он слишком романтичен, эмоционален. Это не так, он просто слишком заезжен в одном шаблоне. И за эти рамки кто-то не хочет выходить, кто-то боится, кого-то такие клише вполне устраивают. Но Чайковский очень актуален, он будет актуален всегда… Для меня в нём нет никакой романтической "патины", обветшалости и старины. Он вполне актуален, хотя бы потому, что прочтение его музыки невозможно без чувства меры. А для культуры вообще чувство меры – крайне важно. И, разумеется, у моего Чайковского нет истерик! У него есть тоска, непреодолимая грусть. В моём Чайковском - сила, свет и любовь. Но никаких истерик!
 
Если бы Вы узнали, что подобные "нигилисты" по отношению к Чайковскому, есть и в оркестре, стали бы Вы разубеждать их и объяснять, какие Вам видятся смыслы в этой музыке?
 
 Мои артисты понимают меня без слов. У нас взаимопонимание на энергетическом уровне. Я десять лет в Казани, и сегодня у меня нет музыкантов, которых мне надо было бы в чём-то убеждать. Они мне по-настоящему доверяют. И я постоянно вижу мгновенную реакцию на любую мою просьбу. Это огромное счастье для меня, что создана такая команда единомышленников, в которой все понимают друг друга с одного взгляда. Когда в оркестре такое колоссальное взаимопонимание, работать потрясающе интересно. Иногда мы можем какой-то эпизод переосмыслить, сыграть по-новому, придумать, как сделать звучание рельефнее…Подобные моменты живого творчества возможны только в условиях полного доверия и взаимодействия. Такая атмосфера создавалась годами и благодаря ей музыканты оркестра понимают мои замыслы без дополнительных объяснений и убеждений. И я горжусь этим.
 
Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

 
Насколько я знаю, это далеко не первый столь масштабный цикл записей татарстанского оркестра, и, возможно, уже есть идеи на будущее?
 
 Да, наши звукозаписывающие проекты отличаются масштабом. Ведь мы стремимся отразить и эпохальные музыкальные явления, и историю самого оркестра. С фирмой "Мелодия" осуществлены записи Первой, Пятой и Девятой симфоний Малера. Выпущен цикл из шестнадцати дисков с записями всех симфоний и концертов Шостаковича. А планы на будущее диктует очередная юбилейная дата, на этот раз – 250-летие со дня рождения Бетховена. Янедавно вернулся из Бонна, там уже ажиотаж вокруг этого юбилея. И следующий сезон (2020-2021) мы посвятим Бетховену. Этот композитор – моя абсолютная любовь. Мы с оркестром Татарстана уже играли симфонии Бетховена. А теперь я буду стремиться их записать.
 
 

Автор: Надежда Дараган

Источник: http://www.rewizor.ru/music/intervu/aleksandr-sladkovskiy-v-moem-chaykovskom-sila-svet-i-lubov-no-nikakih-isterik/?fbclid=IwAR1W6vwzwrY7mYq1k4y6aaNaoCfAyA1H8s-Nx73Z80tJ3YGjuhlzMJudV5c



Все публикации
21 Saturday
December / 2024

 

Our partners



 

Tatarstan National Symphony Orchestra
420015, Republic of Tatarstan
Kazan, Gogol, 4

Tel / fax: +7(843) 236-73-65

Orchestra
Concert
Press
News
Media
Information




Александр Сладковский и ГСО РТ - артисты SONY Music Entertainment Russia
Александр Сладковский и ГСО РТ - артисты SONY Music Entertainment Russia


Site made Fantasy Technology